МААМ-картинки

Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста Видео

Елена Соловьёва
Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста Видео

Выполнили воспитатели высшей

квалификационной категории

Соловьева Е. А.

Талалаева Т. Ю.

первой кв. категории

Смирнова Е. А.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста Видео» размещена в разделах

степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева

Наименование группы:группа раннего возраста «Ромашка»

Характеристика группы: группу раннего возраста посещают 14 человек, из них 8 мальчиков и 5 девочек. Возраст детей 1,6 – 2,3 г.

Характеристика помещения: групповая комната, приемная, буфетная комната, туалетная комната. Местонахождение группы первый этаж.

Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Функциональное использование группового помещения:

- организация совместной деятельности воспитателя с детьми;

- организация индивидуальной работы;

- самостоятельная детская деятельность;

- дневной сон детей (отсутствие спальной комнаты);

- организация питания детей

В группе имеются современные технические средства:

Ноутбук, фотоаппарат, при необходимости медиа установка.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Даже самым маленьким детям должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Построение развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) и организация воспитательно-образовательного пространства, позволяют поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации, обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка. Мы оформили группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.

Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому рациональное размещение мебели, эстетическое оформление группы способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, поддерживает у каждого ребенка положительное самоощущение, что особенно важно в период адаптации к условиям детского учреждения.

Вход в группу раннего возраста отдельный, что позволяет правильно организовать жизнедеятельность детей, а также обеспечивает условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. В группе, детей встречают герои любимого мультфильма «Смешарики», которые вызывают у малышей положительные эмоции. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана РППС, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу и по мере угасания интереса менять вид деятельности, переходя из одного уголка в другой. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Полифункциональность предметной среды позволяет воспитателю перестраивать имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, стулья. Трансформируемость - позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство. Такая организация пространства позволяет малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

Структура РППС в группе раннего возраста

У детей раннего возраста активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование расположили по периметру группы, выделив игровую часть, место приема пищи, место для организованной образовательной деятельности, развивающих игр, так же предусмотрели достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не стали включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства свободно.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Принципы построения РППС

При оснащении РППС опирались на следующие принципы:

- доступность;

- насыщенность;

- эстетичность;

- трансформируемость;

- безопасность;

- сответствие возрастным особенностям группы детей;

- гендерность;

- вариативность.

В результате были обозначены центры, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- центр познания;

- центр книги;

- центр музыки и театра;

- центр игры;

- центр конструирования;

- центр двигательной активности;

- центр природы

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Образовательная область «Познавательное развитие»

центр познания;

центр природы и экспериментирования;

центр конструирования.

Центр познания представляет собой дидактический стол с развивающими играми, которые оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. Предметы и игрушки выполнены из разного материала, имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание (недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром 3 см). Размер предметов удобен для манипулирования. Центр познания требует частичной изоляции. Так как детям раннего возраста свойственна подражательность, имеются несколько пособий и игрушек одного наименования. Все материалы яркие и привлекательные, вызывающие интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина, включающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей, а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность.

Центр природы и экспериментирования

Центр природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей,

учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Центр конструирования имеет свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. В уголке в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. Конструктор лего размещен в корзине, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Центр игры расположен вблизи с центром конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Домашняя зона

С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан центр «домашняя зона», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, кресла, альбом семейных фотографий и т. д. Данный центр обеспечивает ребенку личное пространство, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки и т. д.)

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре домашняя зона»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

• Диван;

• Кресла;

• Журнальный столик;

• Семейные альбомы;

• Любимые детские игрушки

Образовательная область «Физическое развитие»

Центр двигательной активности

Одной из основных потребностей ребёнка раннего возраста является потребность в движении. Нужно помочь детям совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности; необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе оборудован центр двигательной активности, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

Здесь подобраны игрушки, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это горка, мячи (большие и малые, каталки, игрушки на колёсах, машинки, набор кеглей, набор для метания, кольца, флажки, ленточки, султанчики, сухой бассейн. Разумеется, двигательная активность малышей разворачивается под наблюдением взрослого, с необходимой страховкой и соблюдением техники безопасности.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр книги расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними

книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В книжном уголке много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познаниябольшого и загадочного мира.

В группе раннего возраста каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги время от времени меняются. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкальная, театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того,

развивают фонематический слух и чувство ритма умалыша. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игрыв театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры веселыми и живыми.

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

• Кукольный театр, настольный театр (Колобок, Теремок)

• Настольные игры из серии «Играем в сказку»

• Маски персонажей

• Музыкальные инструменты

• Диски с музыкой и сказками

• Ширма

• Картотека музыкальных и театрализованных игр

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре музыки и театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Элементы каждого центра (игры, игрушки) периодически меняются. В каждом центре своевременно появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждом центре не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Взаимодействие с семьями воспитанников

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможнобез участия родителей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было интересно и уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

Большую помощь в создании развивающей среды группы, нам оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь.

Вывод:создание РППС:

- обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

- создает творческую атмосферу в работе педагогов;

- способствует свободному ориентированию в пространстве и времени;

- помогает воспитанникам легко адаптироваться к особенностям детского сада;

- активизирует родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с детьми 4–5 лет   Требования к развивающей предметно- пространственной среде (ФГОС ДО п. 3.3.4) Тре3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста». В период раннего детства окружающая ребенка среда должна.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия.

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация, развития общения, нравственное воспитание 1. наглядные пособия.

Семинар «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов ДОУ по данной теме. Ход семинара Вопрос создания предметно-развивающей среды.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОССоздание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОС .

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста 1 слайд Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образованияСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста Видео
Опубликовано: 7 января 2017 в 20:34
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



Результаты конкурса
Папки-передвижки
МААМ-Картинки

Получить документы
Зарегистрироваться Войти Поиск Лучшее Новое Новости Темочки Картинки Лэпбуки Передвижки Спросить Конкурсы Календарь О МААМ
На Главную МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД