Татьяна Николаева
Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
«Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Детское экспериментирование – это, прежде всего, активно образующая самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Активность в процессе самостоятельной детской деятельности должна исходить от ребёнка. Он выступает как её полноценный субьект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала желанию ребёнка провести самостоятельное исследование. Среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, кроме того, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребёнка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Все предметы должны находиться в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовать совместную деятельность взрослых и детей, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников. Должны соблюдаться следующие принципы: многофункциональность, рациональность, системность, вариативность, открытость и принцип именной характер материала.
Задача педагога помочь в проведении самостоятельных исследований, сделать их полезными. Поэтому помимо традиционных уголков природы в группах должны быть оборудованы и постоянно оснащаться мини-лаборатории, где представлены различные материалы для исследования. Дети должны иметь доступ к лаборатории в любое время. В мини-лабораториях может быть выделено:
• Место для постоянной выставки;
• Место для приборов;
• Место для выращивания растений;
• Место для хранения природного и бросового материала;
• Место для проведения опытов;
• Место для неструктурированных материалов.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети: проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащими за пределами конкретной ситуации, задают вопросы: почему? Зачем? Как, стремятся объяснить факты, связи, проявляют интерес к познавательной литературе, пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты, применяют свои знания в жизни.
Немаловажным является снятие скованности детей, устранение боязни «неправильных» действий. Для этого важно положительно мотивировать детей на самостоятельную исследовательскую деятельность, для этого можно использовать следующие стимулы:
• Новизна, необычность объекта
• Тайна, сюрприз
• Мотив помощи
• Познавательный момент (Почему так)
• Ситуация выбора
Для проведения самостоятельных исследований можно разработать различные карточки – алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, рот и т. д., подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет. А для безопасной работы в мини- лаборатории можно совместно с игровым персонажем составить правила поведения и техники безопасности в уголке.
Способы поддержки инициативы и самостоятельности у детей :
• Поощрять любопытство;
• Предоставить возможность действовать с разными предметами, материалами;
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата;
• Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
• Приём со-увлечё нности: нет готовых рецептов и алгоритмов решения,
приё мы: вопросы-сомнения, вопросы-опасения (Вдруг все развалится, вопросы –удивления (Как ты догадался).
Очень важно помнить, что детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами, изготовленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных. Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования, ребёнок обозначает словом действие, таким образом словарь обогащается глаголами. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребёнок учится строить сложные развёрнутые высказывания.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойствами воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счётные навыки, знакомятся с понятием симметрии. Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы (в ходе экспериментальной деятельности пополняется картотека схем описательных рассказов, мнемотаблицами, с музыкальным (пополняется и расширяется картотека песен, аудиотека, художественно –эстетическим (пополняется изображениями, как часть эксперимента, материалами для нетрадиционных техник рисования) и физическим воспитанием.
В результате интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду, мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
• Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
• Развивается речь ребёнка;
• Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.