Лучший педагог года

Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Бычкова Валентина
Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

В то время когда внедряется наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Актуальность выбранной темы:

В начале учебного года я задумалась над темой образования,Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет,

Публикация «Самообразование по теме „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе-это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту,лаконичность,приобщается к культуре своего народа,получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества,несет в себе все формы общественного сознания,включает в себя огромное количество информации,устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Работу я начала с совместной деятельности детей,в свободное от занятий время,во время наблюдений и игровой деятельности. На занятиях,для создания игровой мотивации,использовала сюжеты из сказок,сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.

Использовала произведения устного народного творчества при умывании,одевании,кормлении,укладывании спать,в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения,стихи сопровождала действиями,и наоборот,действия сопровождала чтением,обыгрывала их. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную жизнь.

В работе с детьми большое внимание уделяла потешкам. Потешки доставляют детям радость. В них слышна народная речь,стихотворный ритм,богасттво оттенков слов. Когда я читала потешки,дети затихали,улыбались,то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие,но они существуют в разных формах. В своей работе с детьми я использовала картинки (предметные,сюжетные,так детям легче запоминается потешка).Перед чтение потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение сказок показом действий,описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Приятно было наблюдать,как дети использовали их во время игры или режимных моментах.

Кроме этого,я предлагала детям приллюстрировать ту или иную пословицу,поговорку. Умение передавать художественный образ в рисунке,расширял возможность его выражения в слове. Для выработки четкой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе,потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором,всеми,а также по рядам или небольшими группами.

Загадки-это упражнение для детского ума. Они развивают сообразительность. Загадки использовала не только во время занятий,но и во время беседы,рассматривания картин,во время дидактических,наблюдений и подвижных игр. Когда я загадывала детям загадки,то обязательно выставляла на стол игрушки,иллюстрации. Дети быстро находили отгадку.

Сказки доставляли детям большую радость. Они внимательно их слушают,активно переживали,быстро усваивали эпитеты в разговорной речи (тятет –потянет,лягушка –квакушка и т. д.)Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации,более смелые могли пересказать сказку. Каждый день стараюсь познакомить детей сновой сказкой. Через сказку дети овладевали языком своего народа,знакомились с родной природой,укладом жизни,учились преодолевать трудности,быть добрыми,храбрыми,отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогощения словарного запаса рассматривала с ними красочные иллюстрации к сказкам,подчеркивала при этом колорит предметов быта,одежды,обстановки,в которой действую герои.

Заклички ценны тем,что очень быстро запоминаются, и дети проговаривали их при любом удобном случае хором:,Дождик,дождик,поливай-будет хлеба каравай, или,Солнышко-ведрышко,выгляни,высвети,Проводя народные игры,хороводы с детьми,я убедилась,что воспитательные возможности народной игры огромны,с ее помощью развивается память удетей,внимание,сообразительность,быстрота физических реакций,сноровка,общительность и дружилюбие. Ребята любят играть в игры:<<Заинька,походи>>,<<Курочка Хохлатка>>,<<Гуси-гуси>>,<<Зайка серенький сидит>>.

Для развития мелкой моторики использовала игры с пальчиками. Мы проговаривали их как на занятиях,так и в свободной деятельности. Такие игры как, <<Мы капусту рубим,рубим>>,<<Мы делили апельсин>>,<<На двери весит замок>> и многие другие помогают не только развивать мелкую моторику,но и память,создают хорошее настроение, учат проговаривать слова четко,слажено,внятно.

Игры- драматизации,такие как <<Заюшкина избушка>>,<<Медведь и пчелы>>,<<Лисичка со скалочкой>> помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам,расширению эмоционального словарного запаса,вызывает у детей интерес к сказке,к ряженью,развивает выразительность движений,умение сопереживать сначала герою сказки,а потом и сверстникам

Работа с родителями.

В течении всего года,я буду рекомендолвать родителям шире использовать образы устного напродного творчества в собственной речи. Проводить консультации,беседы,родительское собрание <<Устное народное творчество в жизни вашего ребенка>>.В группе можно завести тетрадь <<Учите вместе с нами>> где каждый родитель мог повторить потешку,прибаутку,считалку и многое другое.

Выводы: В результате проведенной мною работы в этом году,я надеюсь,что к концу года большинство детей будут уметь говорить не торопясь,рассказывать об увиденном,отвечать на несложные вопросы. У детей вырастет уровень речевой активности,богатый словарный запас соответствующий их возрасту. Дети заинтересуются окружающим,свободно будут общаться со взрослыми и сверстниками,активно пользоваться формами речевого этикета (просьба,приветствие,прощание,Проявят доброту и отзывчивость к героям произведений,к окружающим людям. Начнут с удовольствием рассказывать стихи,потешки,петь песни,воспринимать небольшие сказки,рассказы без наглядного сопровождения,называть героев. Только тогда свою работу по самообразованию можно считать удовлетворительной. И в дальнейшем в своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 20:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД