Папки-передвижки

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» (старшая группа)

Ирина Заболотская
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» (старшая группа)

Занятие по познавательно- исследовательской деятельности на тему :

"Волшебное электричество"

(старшая группа)

Составила: Заболотская Ирина Владимировна, РБ, г. Благовещенск, МАДОУ д/с №15 «Сказка», 2021г.

Задачи:

Образовательные:

• Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;

Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебное электричество“ (старшая группа)» размещена в разделах

• Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;

• Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;

• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

• Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию : часы с батарейкой, мяч, карточки к игре "Что есть, что было" (Стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита - печь, швейная машина – игла, электролампа – свеча, магнитофон - гармонь, балалайка).

Материалы, используемые в ходе беседы: презентации Power Point;

Материалы, используемые для обратной связи: карточки с изображением солнышек и тучек.

Оборудование для опытов:

Опыт 1: воздушные шарики по количеству детей.

Опыт 2: линейки по количеству детей, полоски бумаги, шерстяные варежки.

Опыт 3: воздушный шар, соль, перец, шерстяная варежка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.)

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

2. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой часов.

– Я взяла с собой часы, чтобы нам с вами было удобно заниматься, и мы не могли пропустить другие важные дела.

– Но что-то они, по-моему, не работают. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? (нет батарейки, села батарейка и т. д.)

– И правда, в часах нет батарейки, но ничего страшного у меня есть запасная батарейка, давайте, вставим ее. Надо не ошибиться, поставить правильно плюс к плюсу, минус к минусу.

- Заработали. Послушайте. Тикают?

– Как вы думаете, почему часы стали тикать?

– Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрическое напряжение, и часы заработали.

– А что такое электричество. Давайте поговорим.

3. Беседа об электричестве.

- Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях (Слайд № 1). Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Про эту энергию вы узнаете в школе, когда будете изучать физику и химию. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем - то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроды.

– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода, лампочки и т. д.)

4. Беседа о бытовой технике.

(Дети встают. Воспитатель читает стихотворение.)

Про девочку эту сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девочке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девочке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

А нужно одежду огромную кучу

Погладить, но без утюга это не возможно.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

– Вы догадались, о какой девочке идет речь?

- Конечно, это Золушка! (Слайд №2)

– Дети, вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Ответы детей.

– Сегодня фея, (Слайд № 3, предлагает вам сделать Золушке подарок. Какой – вы узнаете, отгадав загадки. Если вы правильно называете отгадку, фея дарит подарок Золушке. (Слайд № 4, 5, 6, 7).

1) Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту,

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(пылесос)

3) Четыре теплых солнца,

У бабушки на кухне,

Четыре теплых солнца,

Горели и потухли.

Сварили кашу и уху,

Спасибо солнцам за еду.

(эл. плита)

2) То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(утюг)

4) Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно,

Появится кино.

(телевизор)

– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

– Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили?

- Правильно, это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

5. Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку».

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру с мячом “ Как предметы помогают человеку? ”

- Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Миксером – взбивают крем.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают книгу.

Пылесосом – пылесосят ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В микроволновое – разогревают еду.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

По телефону – звонят.

На магнитофоне – слушают музыку.

- Итак, для чего нужны человеку электроприборы? Они облегчают нашу жизнь, наш быт, экономят время.

6. Физминутка.

-А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам»

(Дети, бегут по кругу друг за другом, говорят слова)

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.

- Сейчас электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник, с помощью электричества работают все электроприборы.

- А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

6. Дидактическая игра «Что есть, что было»

- Перед вами на карточках бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества (раскладываются карточки, составляющие пару)

Стиральная машина – корыто

Пылесос – веник

Швейная машина – игла

Электролампа – свеча

Магнитофон - гармонь, балалайка

Электроплита- печь

- Молодцы, справились с заданием.

7. Беседа о технике безопасности.

- Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами. Давайте вспомним все правила безопасности.

- Посмотрите, что изображено на картинках?

1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? - Потому что ток, как по мостику, переберется (Слайд № 8)

2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? - По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен. (Слайд № 9)

3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? - Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока. (Слайд № 10)

4. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару. (Слайд № 11)

- Главное правило пользования электроприборами для дошкольников

5. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

- Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.

8. Экспериментирование.

– Ребята, есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Такое электричество называется статическое. Давайте все вместе скажем это новое для вас слово.

- Итак, статическое электричество – это такой вид электричества, который не движется через проводник, а находится как бы в пассивном состоянии, статическое электричество, возникает вследствие трения одного предмета о другой, то есть, электроны переходят с одного предмета на другой, и получается так, что предметы как бы меняются зарядами начинают притягиваться друг к другу.

- А сейчас я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить статическое электричество. давайте закроем глаза, сосчитать до 10 и обратно. (Звучит музыка)

Опыты.

1. - Вот мы и волшебной стране (Слайд № 12). Посмотрите, на доске висит шарик и на полу шары. А давайте их тоже повесим на доску (дети пытаются повесить шарик на доску). Почему этот шар висит, а ваши падают? (Предположения детей)

- Он волшебный.

- А давайте наши шары тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шар потереть о волосы и приложить к доске той стороной, которой натирали. Все шары висят. Вот и наши шары стали волшебными.

- Как вы их сделали такими?

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

2. - А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными. Это игровое электричество живет не только в волосах.

- Посмотрите на подносах лежат бумажные бабочки, а давайте попробуем сделать так, чтобы они ожили, возьмите пластмассовые линейки, поднесите их к бабочкам. С ними что-то происходит? Как заставить бабочек притянутся к вашим линейкам?

- Давайте, сделаем наши линейки волшебными. Возьмите шерстяную варежку и потрите о нее свои линейки, а теперь прикоснитесь к бабочкам, что происходит? Какие линейки стали? (электрическими, волшебными).

Вывод: Мы опять поймали электричество. Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

3. - А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола)

- Итак, я поставлю перед собой тарелку, высыплю на нее перец и соль и тщательно их перемешаю.

- Скажите, можно ли теперь разделить соль и перец? (ответы детей).

- Конечно нет, это сделать очень тяжело и трудно. Но, я попробую. Возьму воздушный шарик, потру его о шерстяной свитер, затем поднесу его к смеси соли и перца.

- Что происходит? Произошло чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль остается на тарелке.

- Ребята, это еще один пример действия статического электричества.

- Когда мы потерли шарик о шерстяной свитер, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к шарику. Это произошло потому, что электроны в перце приобрели положительный заряд и притянулась к отрицательным зарядам шарика. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо, она остается незаряженной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

- Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шары, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными, неэлектрическими.

- Как снять статическое электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)

- А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.

9. Итог. Обратная связь.

- Какие вы молодцы!

- О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?

- Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)

- А почему мы их называем волшебными?

- Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).

- А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде).

- Вам понравилось играть с этим электричеством?

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).

– Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Если вам понравилось наше занятие, то вы поднимаете над головой веселое солнышко. А если нет – то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет. Спасибо, вам ребята. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа)Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа) Всем доброго времени суток! КОНСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» блок «ПУЛЬС» (второе занятие) Место.

Конспект НОД «Волшебное перышко» для детей с ЗПР по теме «Домашние птицы» (старшая группа)Конспект НОД «Волшебное перышко» для детей с ЗПР по теме «Домашние птицы» (старшая группа) Конспект НОД «Волшебное перышко» для детей 5-6 лет с ЗПР (старшая группа) Тема: «Домашние птицы» Цель: Обобщение знаний и умений детей.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество»Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество» Цель: развивать у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об электричестве, закрепить понимание детьми значения.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Волшебное мыло» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями Задачи: Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Неньютоновская жидкость» (подготовительная группа)Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Неньютоновская жидкость» (подготовительная группа) Программные задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды. -Развивать воображение умение проводить несложные эксперименты. -Продолжать.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад "Калинка" п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» (старшая группа)
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 21:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД