Лучший педагог года

Возможности использования элементов сказкотерапии в образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

Поддубнова Ольга
Возможности использования элементов сказкотерапии в образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Поддубнова Ольга Сергеевна

Цель мастер-класса: создать условия для представления педагогам возможности использования элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- раскрыть значение понятия «сказкотерапия»;

- популяризировать инновационную идею по использованию элементов работы со сказками с дошкольниками;

Публикация «Возможности использования элементов сказкотерапии в образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

- формировать представление педагогов о формах работы со сказками с целью повышения их профессиональной компетенции;

- актуализировать позитивный эмоциональный опыт в процессе работы со сказкой.

Материалы и оборудование:

Этапы проведения мастер-класса: Презентация педагогического опыта. Проведение имитационной игры. Моделирование. Рефлексия.

Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию МК по теме «Возможности использования элементов сказкотерапии в образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста».

Как нам известно, сказка – язык детства, а также самый верный и короткий путь к детскому сознанию и сердцу.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал «Духовная жизнь ребёнка полноценна только тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии, творчества».

Практика показывает, что родители не читают сказки своим детям, а если читают, то не обсуждают их, не говорят о поступках героев, не рассматривают красоту природы, одним словом – это проблема – дети испытывают трудности в социализации. А ведь это так важно!

Но лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить её с ребёнком, обыграть, проанализировать поведенческой модели и сделать выводы. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей,

Рекомендую всем использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей, потому что это:

- Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).

- Умение детей аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности; овладение умением моделировать сказки; умение сочинять сказки).

- Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков).

Существует много методов и приёмов сказкотерапии, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

(рассказывание сказки; рисование сказки; сказкотерапевтическая диагностика; сочинение сказки; изготовление кукол, постановка сказки, элементы ТРИЗ : проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игр; экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения – в ходе которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи; прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений!

Практическая часть.

Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

1 этап. Организационный момент, на котором используется приветствие с целью настроить участников на совместную работу.

2 этап. «Ритуал вхождения в сказку». Создаётся настрой на совместную работу. Предлагается перевоплотиться в сказочника.

3 этап. «Рассказывание сказки».

4 этап. «Сказочная задача». Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

5 этап. Развивающие элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.

6 этап. Ритуал «выхода из сказки». Перевоплощение сказочных героев в простых людей.

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса. Обмен мнениями.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку и узнать, что хотят нам сообщить простые деревья и цветы, дома, предметы, природа и животные.

Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь глубже всё воспринимать.

А помогут нам волшебные предметы. Сегодня к нам на помощь прилетели бабочки. Возьмите бабочку любого цвета. К кому прилетели бабочки, будут моими помощниками.

Я буду говорить вам высказывания; к кому они относятся, поднимите свою бабочку.

- кто любит сочинять сказки;

- кто боится Бабы-Яги;

- кто верит, что чудеса существуют.

Верьте – чудеса существуют!

Мы отправляемся с вами в сказку. А волшебный клубок укажет нам путь!

Ты, клубок, катись по свету, Покажи нам сказку эту! Расскажи про что она, Научи любить её всегда.

Расскажу я вам один необычный, сказочный случай.

Ночью в моё окно постучалась бабочка. Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. «В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползёт Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание… И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

Но однажды, случилось несчастье!

Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.

И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья. «Раз вы отказываетесь исполнять мои желания - сказала она - Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла своё страшное заклинание…

В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…»

Вот какая произошла грустная история! Но вместе с цветом колдунья заколдовала и сказки, которые жили на этой поляне. Мы с вами здесь, чтобы всё исправить и вернуть поляне прежнюю жизнь.

А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы) Какие цвета вы будете использовать?

- Мы применим метод хромотерапии. У меня есть волшебная краска… И с помощью неё мы сможем оживить Чудесные цветы. А помогут сделать это те участники, к кому прилетела бабочка жёлтого цвета. Вы превращаетесь в художников. Ваша задача - расколдовать волшебные цветы. Колдунья спрятала чудесные цветы на этих листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживёт… (выполняют задание, наносят краску на лист бумаги)

Пока участники расколдовывают цветы, мы с вами поможем обитателям сказочной полянки, освободим их от заточения. Колдунья заперла их в тайной комнате, если мы поработаем над игровым приёмом - отгадывание загадок, и найдём ключ.

1 загадка: Сказка о том, что нельзя ничего брать у незнакомых людей, и тем более сразу есть это немытыми руками… (Сказка о семи богатырях)

2 загадка: Сказка о том, что последняя капля не обязательно самая большая… (Репка)

3 загадка: Сказка о том, что если уж придумываешь пароль, то следи за тем, чтобы никто его не узнал… (Волк и семеро козлят)

4 загадка: Сказка о том, как наказать человека за то, что целился на твоё место? Надо сделать ему хорошо, а потом быстренько вернуть, как было… (Сказка о рыбаке и рыбке)

5 загадка: Сказка о том, что если уж творишь беспредел, не забудь смыться с места происшествия. (Три медведя)

6 загадка: Сказка о том, что как бы жизнь не обернулась, а если есть царские замашки, они всё равно никуда не денутся… (Принцесса на горошине)

Какая красота получилась! Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники. И настроение у нас стало бодрым от такой красоты!

А сейчас мы с вами немного разомнёмся. И превратимся в актёров. На каждой бабочке написана Ваша роль. Используем приём инсценирования сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве, среди огромного острова стоял огромный дуб. Со всех сторон обдувал его лёгкий ветерок. Но иногда ветер злился и дул очень сильно, от этого дуб гнулся во все стороны и махал огромными ветками. Однажды, пролетала мимо птичка, и громко крикнула «чик-чирик». Дуб поставил свою могучую ветку, и птичка села на неё. Когда она посмотрела вниз, то увидела, что кругом распустились цветочки, и вокруг них порхали бабочки. Ничто не предвещало беды. Но вдруг огромный ленивый кот стал подкрадываться к дубу на своём толстом пузе. И вот он делает прыжок и хватает птичку за крылышко. Жалобно зачирикала птичка. На весь лес раздался её голос. И на выручку ей из дебрей лесных вышел огромный медведь. И как зарычит. Испугавшись, кот выпустил птичку и сам забрался на самую верхнюю ветку дуба. Медведь ещё раз зарычал для большего устрашения и пошёл восвояси. За ним полетела счастливая птичка. Захлопали в ладоши бабочки и принялись кружить вокруг дуба.

Теперь у нас есть силы дальше бороться с чарами злой колдуньи. Вы готовы?

Для этого мы с вами разделимся на команды. В этом нам помогут наши сказочные бабочки.

Рассмотрим метод моделирования. Те, к кому прилетели красные бабочки, превращаются в писателей-сказочников. Ваша задача – сочинить и рассказать сказку по предложенной схеме, используя данные картинки. (Настольная игра. Зачитать вопросы: Кто? На чём? Место и время. Что случилось? Кто помог? Чем закончилось)

Применять теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ будут те, к кому прилетели оранжевые бабочки, вы превращаетесь в волшебников. Занимайте место за этим столом. Ваша задача – угадать сказку и дорисовать её.

А участник с синей бабочкой превращается в фантазёра. ТРИЗ «Мозговой штурм». Для вас приготовлены карточки с вопросами по сказкам. Ваша задача – найти на них нетрадиционный ответ.

1. Что бы произошло, если волк был добрым?

2. Как сделать так, чтобы Иванушка напился воды, но козлёночком не стал?

3. Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось, хотя мышка всё равно пробежит и махнёт хвостиком?

А пока наши команды готовятся, мы с вами немного поиграем. Игровой приём - дидактическая игра «Перевёртыши». Нужно подобрать противоположные по смыслу слова и угадать название сказки.

1. Трусливая швея (Храбрый портняжка) 2. Мышь в туфлях (Кот в сапогах) 3. Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница) 4. Бодрствующее чудовище (Спящая красавица) 5. Великан-уши (Карлик-нос) 6. Кастрюля супа (Горшок каши) 7. Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок) 8. Быль об умной кошке (Сказка о глупом мышонке) 9. Белый платочек (Красная шапочка) 10. Девочка-с-ручку (Мальчик-с-пальчик) 11. Старые штаны королевы (Новое платье короля)

С помощью метода моделирования (схемы-символа) необходимо угадать название сказки.

Сейчас проверим, как справились с заданиями наши команды. (Фантазёры – «Мозговой штурм», сказочники – «Жили-были сказки…» настольная игра, волшебники – «Дорисуй сказку»)

Молодцы, благодаря вашим усилиям, ключ найден, откроем замок и выпустим сказочных героев.

Как не жаль, а время неутомимо бежит вперёд, и нам пора вернуться обратно в нашу не сказочную реальность…

Волшебная бабочка прилетела за нами. Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.

Мы с вами очень хорошо справились со всеми заданиями.

Словно пазл, сказкотерапия складывается в одно целое, по «зёрнышку, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» (Василий Александрович Сухомлинский)

Свои эмоции от сегодняшнего МК выразите графически, нарисовав маску-настроение. Покажите, что у вас получилось. И пусть всё то, что вы здесь создали, поможет вам в дальнейшем.

Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.

Благодарю за внимание и активное участие в мастер-классе!

Давайте одарим друг друга аплодисментами.

Удачи на сказочном пути!

Публикации по теме:

Циклограммы образовательно-воспитательной деятельности в младшей возрастной группе 1. Циклограмма образовательно-воспитательной деятельности воспитателя в младшей возрастной группе. НОД в соответствии сетки занятий Понедельник.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Отчёт о летней оздоровительно-воспитательной работе с детьми второй младшей группыОтчёт о летней оздоровительно-воспитательной работе с детьми второй младшей группы Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования элементов сказкотерапии в образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2022 в 13:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД