Николаева Наталья Петровна
Конспект НОД по экспериментированию «Знакомство с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Итатский детский сад №1 «Гусельки»
Воспитатель: Николаева Наталья Петровна
Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей со свойствами воздуха.
Активизировать и обогащать активный словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Знакомство с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Развивающие: Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение самостоятельно делать выводы, на основе практического опыта
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, формировать бережное отношение к окружающей среде.
Технические средства: ноутбук, телевизор.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: ноутбук, телевизор, презентация «Свойства воздуха».
Раздаточный: целлофановые пакеты по количеству детей, цветные кубики, апельсин, лук, стаканы с водой, трубочки, фартуки по количеству детей, картинки со свойствами воздуха.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, двигательная.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, чтение экологической сказки «Три брата ветра».
Методы и приемы: показ с объяснением, загадки, проблемные вопросы, практическая деятельность детей, дидактическая игра.
Используемые технологии: ИКТ – технологии (презентация)
Ход НОД
I Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Предлагаю вам, ребята, подарить свои улыбки и хорошее настроение себе и нашим гостям.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята сегодня я получила видеообращение Каркуши, оно адресовано вам. Хотите его увидеть?
Степашка: Ребята, в нашей лесной школе дали домашнее задание – сделать умную книгу про воздух и его свойства. Для этого нужно выполнить задания компьютера. За каждое выполненное задание он подарит умную картинку про воздух, из которых нужно сделать книгу. Боюсь, что без вашей помощи, я не справлюсь с заданиями. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Поможем Степашке? (Да)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, нам нужно внимательно слушать задания компьютера, чтобы не допустить ошибок. Иначе он не выдаст нужную картинку для создания книги.
Задание №1. Загадка: Через нос проходит в грудь (Слайд №2)
И обратный держит путь.
Он не видимый, а все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Задание: На короткое время зажмите нос и постарайтесь не дышать ртом.
Ответы на вопросы: Как вы себя почувствовали? (Нечем дышать.)
Чем мы дышим? (Воздухом)
Кому еще необходим воздух на нашей планете? (Животным, птицам, насекомым)
Воспитатель: Правильно, ребята. Все люди и животные, птицы, насекомые на нашей планете дышат воздухам. Воздух для нас очень важен.
За это компьютер дарит нам первую картинку. (Слайд №3)
Задание №2. Ответьте на вопросы: Где находится воздух? Можно ли его увидеть? (Слайд №4)
(Воздух везде, но он невидимый.)
Компьютер дарит вторую картинку про воздух. (Слайд №5)
Задание №3. Попробуйте поймать воздух и определить, какой он формы. (Слайд№6)
Воспитатель: Давайте попробуем поймать его в кулачек. Получается?
(Нет. Кулачек пустой.)
Воспитатель: Я предлагаю поймать воздух в целлофановый пакет и закрутить его, что бы воздух не убежал. (показ воспитателя) Дети выполняют задание.
Воспитатель: Получилось поймать воздух? Как вы догадались?
(Да получилось. Пакет надулся, изменил форму.)
Воспитатель: На что стал похож ваш пакет?
Дети: Шарик, подушку.
Воспитатель: Какой формы воздух вокруг нас? Посмотрите вокруг.
(У воздуха нет формы.)
Воспитатель: Правильно. Воздух не имеет формы. Нам дарят еще картинку.
(Слайд№7)
Задание №4. Попробуйте сдавить пакет, в котором находится воздух. Вопрос: Получилось это сделать или нет? Сделайте вывод. (Слайд №8)
Задание: Возьмите цветной кубик и посмотрите на него через пакет. Виден ли кубик? Сделайте вывод – какого цвета воздух?
Воспитатель: Если видно кубики через пакет, что можно сказать про цвет воздуха? (У воздуха нет цвета, воздух бесцветный, прозрачный.)
Воспитатель: Давайте проверим, действительно внутри пакета находится воздух? Для этого я сделаю дырочку в вашем пакете. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Чувствуем ветерок. Воздух выходит из пакета.)
Воспитатель: Воздух выходит. Мы его не видим, но чувствуем.
Когда мы можем почувствовать движение воздуха, не видя его? Сейчас я помашу возле каждого из вас веером. Что вы почувствовали? (Ветерок)
Воспитатель:
Воспитатель: Проверим. Мы ответили правильно. И получаем картинку для нашей книжки. Слайд №9
Задание №5. Попробуйте определить вкус воздуха, проглотив его, сделайте вывод. Слайд №10
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы чувствуете вкус у воздуха? (Нет, не чувствуем.)
Воспитатель: Сделайте вывод, какой же воздух на вкус?
(Воздух безвкусный.)
Воспитатель: Посмотрите на экран. За очередной правильный ответ мы получаем приз – картинку. Молодцы. Слайд №11
Физминутка.
Воздух невидимка. (руки вверху влево-вправо)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух –невидимка, (руки вверху влево-вправо)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого- пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого пречистого воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! (руки фонарики)
Задание №6. Определите запах воздуха, вдохнув его носом. Сделайте вывод.
(воздух не имеет запаха)
Проведите игру «Угадай по запаху», сделайте вывод. (Слайд №12)
Воспитатель дает понюхать апельсин, лук, влажную ароматизированную салфетку. Дети угадывают запахи.
Воспитатель: а теперь вы почувствовали запахи, которые распространились по помещению? (да почувствовали, в группе пахнет апельсином, луком)
Воспитатель: Делаем вывод - какой запах у воздуха?
Дети: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
Воспитатель: Молодцы. И мы получаем картинку для нашей книги.
(Слайд №13)
Задание №7. Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и выдохните воздух через соломинку в воду. Что вы видите в стакане?
(Слайд №14)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, что мы видим в стакане? (Пузырьки надуваются)
Воспитатель: Откуда эти пузырьки появились? (Воздух выходит из нас)
Воспитатель: Правильно. Это выходит воздух из наших легких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Значит, есть воздух внутри нас или его нет?
(Воздух есть внутри нас, мы дышим воздухом.)
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы получили еще одну картинку.
(Слайд №15)
Воспитатель: Для жизни человека необходим воздух.
Каким воздухом должны дышать люди, звери, птицы? (Чистым).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что и кто загрязняет воздух?
Если дети затрудняются ответить, то показать картинки и рассказать им об этом.
Воспитатель: Воздух загрязняют заводы, пожары лесов, свалки, выхлопные газы автомобилей, люди, которые курят, пыль, грязь, разные химические вещества, которые выделяют неприятные и опасные запахи для здоровья.
Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Задание №8. Проведите игру «Чистый, грязный». (Слайд №16)
Ход игры: играющие по очереди берут картинку и определить какой воздух изображен на картинке. Если изображен чистый воздух, то кладем картинку на белый лист бумаги, если грязный, то на черный лист бумаги. В конце игры сделайте вывод, что загрязняет воздух, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Делаем вывод по картинкам, которые вы разложили.
(Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет -загрязняют воздух. Растения, деревья, вода, проветривание помещений, фильтры –очищают воздух, делают его чистым.)
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе? (рассматриваем картинки все)
Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
Воспитатель: Все правильно, молодцы!
За правильно выполненное задание компьютер дарит нам умную картинку.
(Слайд№ 17)
Степашка: Спасибо, ребята за вашу помощь. Очень многое я узнал о воздухе!
Сделав книгу из ваших картинок, я прочту её своим друзьям, чтобы поделиться знаниями о воздухе. Мне было с вами очень интересно! До свидания, до новых встреч!
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мы обязательно еще вернемся к этой теме, чтобы изучать новые знания о воздухе. Узнаем, как человечество научилось использовать его во благо в разных видах своей деятельности, проведем интересные опыты.
А сейчас поделитесь своим настроением, после нашего занятия. Что особенно понравилось или не понравилось вам.
(понравилось делать опыты, ловить воздух в пакеты, выполнять задания)
Воспитатель: Мне понравилось, что вы помогли Степашке. Молодцы. Спасибо.