Получи документы

Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

НАГАЕВА ТАТЬЯНА
Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия

у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Название игры

Цель

Ход игры

"Найди игрушку красного цвета".

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов красного цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Формирование обобщающего понятия "цвет", введение этого понятия в описательную речь детей.

Публикация «Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На столе педагога игрушки четырёх цветов спектра (красного, синего, жёлтого, зелёного). Одновременно каждый ребёнок получает по одной иг-рушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.

"Выложи по образцу"

Обучение выделению цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения).

Педагог показывает детям карточки, на которых даны силуэтные изобра-жения предметов красного цвета, предлагает выложить так же на индивиду-альных фланелеграфах, выбрав из набора разноцветных силуэтов.

"Цветные кубики"

Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из

группы разноцветных.

У педагога на столе 4 пары кубиков красного, жёлтого, синего, зелёного цветов. Педагог предлагает построить красивые одноцветные башенки, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство, пе-реставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит детей сделать то же самое. При необходимости оказывает помощь детям.

"Помоги зайчику"

Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из

группы разноцветных.

Педагог обращает внимание детей на кубики четырёх цветов спектра, расположенные на столе. Затем предлагает помочь зайчику, который приехал на грузовике, найти красные кубики. Дети кладут красные кубики в гру-зовик, называют их цвет.

3 из 13

"Найди цветок для бабочки"

Упражнение в различении цветов, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.

На фланелеграфе цветы и бабочки четырёх цветов спектра. Педагог предлагает спрятать бабочек на цветках так, чтобы их не было видно. Дети вместе с педагогом рассматривают цветки и бабочек, отмечают, что их цвет должен совпадать. Затем достают из конвертов бабочки и цветки и выполня-ют задание самостоятельно, В конце дети называют цвет бабочек и цветков.

При затруднении педагог сам подводит итог; ’’Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, она спряталась, её не видно" и т. д.

"Составь букет"

Обучение выделению объектов красного цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты. Обучение соотнесению трёх оттенков красного цвета.

Дети рассматривают карточки с изображением вазы с цветами трёх оттенков красного цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное рас-положение цветков. Затем предлагает составить такой же букет на других карточках, приложив цветки к стебелькам, соблюдая порядок расположения цветков как на образце.

"Наряди куклу"

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета.

Педагог вносит кукол в жёлтых платьях, рассказывает, что куклы хотят ук-расить волосы жёлтыми бантами. Достаёт банты красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят жёлтые банты, называют их цвет и наряжают кукол.

"Помоги Незнайке собрать букет"

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета.

Педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и предлагает составить букет только из жёлтых цветов. Дети по очереди выбирают из большого букета желтые цветы. Педагог обращает внимание на то, что у всех теперь букеты с цветами жёлтого цвета. Незнайка предлагает подарить букеты куклам в жёл-тых платьях.

"Построим башенку".

Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Развитие способности пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки.

Дети рассматривают образец башенки, анализируют величину, цвет, рас-положение составных частей. Затем выкладывают такую же, сверяют свою работу с образцом, называют цвет башенки.

"Прицепи к паровозику жёлтые вагончики"

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты.

Дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвет. Педагог предлагает прицепить к паровозику только жёлтые вагончики. Дети по оче-реди выполняют задание, отмечают, что и паровоз, и вагончики жёлтого цвета.

4 из 13

"Привяжи ленточки к шарикам".

Упражнение в подборе одинаковых цве-тов путём зрительного соотнесения с последующей проверкой, закрепление названий цветов.

Педагог вносит воздушные шары и ленточки красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. Предлагает привязать к каждому шару ленточку такого же цвета. Дети получают шары, подбирают ленточку, а педагог помогает привя-зать их к шарам. Дети называю цвет своих шаров и ленточек.

"Собери картинку",

Обучение соотнесению трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета.

Дети рассматривают картинку, выполненную из деталей трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, предлагает составить такую же картинку, наложив силуэтные изображения на контурные.

"Собираем урожай"

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

На столе педагога макеты деревьев, на которых развешены силуэтные изображения яблок красного и жёлтого цветов. Педагог предлагает детям собрать жёлтые яблоки в одну корзину, а красные в другую. Дети по очереди выполняют задание» аргументируют свой ответ.

"Спрячь мышку от кошки"

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

На столе разложены 3-4 домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка. Она просит спрятать её от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков, предлагает найти дверь такого же цвета. Дети выполняют задание, выбирая дверь нужного цвета из предложенных. Игра повторяется несколько раз.

"Салют"

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и трёх оттенков жёлтого цветов.

Дети рассматривают узор, состоящий из половинок звёздочек трёх оттенков красного цвета и трёх оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, просит подобрать вторую половинку звёздочки такого же оттенка.

"Помоги кукле выбрать конфеты е синих обёртках"

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета из ряда цветовых объектов сред-ней светлоты и максимальной насыщенности.

На столе педагога конфеты в разноцветных обёртках. Педагог вносит куклу и говорит, что она пришла в магазин купить конфеты в синих обёртках, просит детей ей помочь. Дети подходят к столу и накладывают конфеты в вазу. Кукла благодарит детей и угощает их конфетами.

"Чашки и блюдца"

Обучение идентификации цвета.

У детей силуэтные изображения чашек и блюдец красного, синего, желтого, зелёного цветов. Педагог просит разложить на фланелеграфах блюдца, а затем подобрать к ним чашки таких же цветов. После выполнения задания отмечается точность идентификации цветов.

5 из 13

"Окраска воды".

Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте, их словесном обозначении; "светлый", "тёмный", "светлее", "темнее".

Перед детьми две банки с водой. Педагог сообщает, что дети будут получать синюю воду разных оттенков. Затем показывает способ окраски воды. Берёт синюю краску, обращает внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде, говорит, что получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает, ещё раз набирает краску и снова промывает в той же баночке. Сообщает, что получи-лась тоже синяя вода, но уже тёмная. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а тёмно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой темнее.

"Украсим чайники".

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета по представленному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности высокой светлоты.

Педагог предлагает рассмотреть образцы, на которых изображены чайники. На одном чайнике рисунок из тёмно-синих кругов, а на другом — из светло-синих. Дети называют цвет и оттенки кругов. Затем педагог показывает ещё два чайника без рисунка, просит их украсить так же, выбрав из набора разноцветных кругов сначала темно-синие, а затем светло-синие круги, соотнося с предложенным образцом. После выполнения задания работы анализируются.

"Выложи бусы"

Упражнение в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности.

Педагог раздает карточки с изображением цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в ритмической последовательности: красная, синяя, красная, синяя. Предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный ритм.

"Оденем кукол".

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

Педагог вносит кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться, так, чтобы у них всё было одним цветом — юбочка, кофта и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь детей. Достает кофточки и ленты, раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят к столу и одевают кукол. В конце педагог подводит итог: "Куклы одеты красиво. У одной всё : и кофта, и юбочка, и бант красное, у другой — синее, у третьей — зелёное, а у этой — жёлтое".

6 из 13

"Найди пару".

Упражнение в выборе цвета по образцу, действию по цветовому сигналу.

Педагог раздаёт детям флажки — по одному каждому ребёнку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавли-ваются и каждый ищет свою пару — ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, В ходе игры педагог поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на цвет флажка.

"Раскрась бусинки"

Упражнение в нахождении цвета в классификационном ряду. Развитие внимания.

У детей карточки с контурным изображением цепочки, состоящей из кругов и овалов, расположенных в определённом ритме. Педагог предлагает одинаковые по форме бусинки раскрасить одним и тем же цветом.

"Подберем совочек к ведерку".

Упражнение в соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков жёлтого цветов, в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу.

На столе педагога ведёрки красного, синего, жёлтого цветов двух оттенков. Педагог предлагает подобрать к каждому ведёрку совочек такого же цветового оттенка. Дети по очереди берут совочки из коробки и находят ве-дёрко такого же цвета. При правильном выполнении задания совочки поме-щают в ведёрки.

"Найди своё место".

Упражнение в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу.

Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стульях другой комплект таких же цветовых карточек. По сигналу дети подбегают к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора.

"Найди предмет нужного цвета".

Развитие способности различать в знакомых предметах большого пространства красный, синий, жёлтый цвета. Развитие зрительного внимания с опорой на представления о цвете.

Педагог предлагает детям найти в групповой комнате и назвать предметы сначала красного, затем синего и жёлтого цветов. Педагог поощряет детей, назвавших большее количество предметов.

"Помоги Мальвине собрать бусы".

Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов.

На фланелеграфе изображение куклы Мальвины. Педагог говорит детям, что у Мальвины рассыпались бусы, нужно помочь их собрать. Затем раздаёт карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете, а другая в контуре. Педагог предлагает заполнить контурное изображение цветными силуэтами, соблюдая предложенный цветовой порядок.

7 из 13

"Найди предметы такого же цвета".

Закрепление навыка классификации с опорой на цвет.

У детей карточки с изображением красного, синего, жёлтого цветов. Оп-ределив, какого цвета изображение, дети подходят к столу, на котором впе-ремешку лежат блоки Дьенеша таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки с изображениями красного цвета, выбрать все красные фигуры, с изображениями синего цвета — все синие и т. д. Затем дети совместно строят из разноцветных блоков «паровозик», называют цвета отдельных "вагончиков".

"Украсим ёлочку".

Упражнение в локализации объек-тов красного, синего, жёлтого цветов среди массы разноцветных предметов.

На столе у педагога ёлка и разноцветные игрушки. Педагог предлагает взять по одной красной игрушке и повесить её на ёлку. Дети выбирают игрушки, называют их цвет. Аналогичная работа проводится с синими и жёлтыми игрушками.

"Шары для клоуна".

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности.

На фланелеграфе изображение клоуна, жонглирующего зелёными шарами. Педагог обращает внимание детей на цвет шаров. Затем раздаёт карточки с изображением клоуна и набор силуэтных изображений шаров красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает выбрать зелёные шары и выложить их, как на фланелеграфе. Выполнив задание, дети называют цвет шаров.

"Составь ряд из зелёных предметов".

Упражнение в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов.

У педагога на столе предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог просит детей найти зелёные предметы и выложить их в ряд. Дети по очереди выполняют задание. Затем работы анализирую

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по звуковысотному восприятию Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Страшные звуки и добрые» (Низкие-высокие) для детей младшего дошкольного возраста от 3 до.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2021 в 16:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД