Тамара Степаненко
Анализ образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста (2–3 лет) за год
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми второй группы раннего возраста осуществлялась, исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2016-2017 учебный год.
Основная цель работы :
- комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:
- охрана и укрепления здоровья;
-формирование умений и навыков необходимых для жизни;
Публикация «Анализ образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста (2–3 лет) за год» размещена в разделах
-создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребёнка;
-воспитание положительного отношения чувства доверия к людям (первичные основы морали, положительных нравственных чувств детей;
-эмоциональное развитие;
-активизация работы с семьёй с целью психолого – педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно - образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы с учётом возраста детей.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводились игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекало незаметно для малышей, в практической деятельности.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности менялась с учё том конкретных условий: времени года, погоды и характера их предшествующей деятельности.
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым;
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность.
В утренний отрезок времени старались включить детей в общий режим жизни детского сада. В эти часы велась индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.). Велась работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения; развитию устной речи; обучение рассказыванию; физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности); и др. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.
На прогулке предусматривалось равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей. В течение всей прогулки, придерживались правильной физической нагрузки: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения, затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей. При организации трудовой деятельности предусматривали обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.
В вечерний отрезок времени играем в сюжетно-отобразительные игры, игры со строительным материалом, а также различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры, устраиваем кукольные и настольные театры. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями стараемся поддерживать игры, организованные по собственному замыслу детей. Во время этих игр стараемся не подавлять инициативу ребёнка, умело направляем его игру, для того чтобы он научился играть самостоятельно. К концу года у детей сложились положительные взаимоотношения и эмоционально - деловые связи со взрослыми.
В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми :
«Новогодний телефон», «Во всём хочу, как папа стать», «Мамочку родную очень я люблю», «Зимние игры и забавы для больших и маленьких», «Мы с тобой весенним днём по тропинке в лес идём», «В гостях у сказки», «Тематическая неделя игры и игрушки», «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети!», «Тематическая неделя, приуроченная к Дню Победы», «Театральная неделя» и другие. Экологическая акция «Поможем птицам зимой». Проводились спортивные развлечения «Учимся быть здоровыми», «Тематическая неделя «Вот и лето пришло!»
Обмен опытом - интегрированная деятельность по сенсорному развитию и познавательно-исследовательской деятельности:
1. «Смотрит солнышко в окошко»
Цель: развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны; вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»); активизировать речевое развитие и словарный запас ребёнка.
2. «Что за фрукт?»
Цель: развивать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, совершенствовать навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств.
3. «Доктор спешит на помощь»
Цель: формирование представления детей о функциях доктора и его работе. Вызвать интерес к проведению сюжетно-ролевых игр, воспитывать чувство заботы и оказания помощи ближнему. Закреплять понятия: «части тела», «части транспорта», «правила безопасности».
4. «На поиски курочки»
Цель: развитие сенсорного восприятия, интереса к окружающей действительности, умения ориентироваться в пространстве, внимание, воображение и мыслительные процессы; развитие мелкой моторики руки.
Вывод:
Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Уровень конфликтности в группе низкий. Для решения возникших проблем с поведением, стараемся создать условия для соблюдения элементарных правил поведения и обращения с предметами. Все дети адаптировались, охотно посещают детский сад, идут на контакт с взрослыми.
В работе с родителями использовали индивидуальные беседы, в которых предоставляли родителям информацию, наблюдая за детьми в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности, в среде сверстников. Велась пропаганда педагогических знаний:
-консультации по запросам родителей;
-тематические папки-передвижки;
-выставки детских работ;
- родительские собрания;
-памятки по теме.
Анкетирование:
Из анкеты «Знаете ли Вы своего ребенка?» :
-родители понимают внутренний мир ребенка – 48%
-находят время побывать с ребенком наедине – 52%
-хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%
Из анкеты «Здоровый образ жизни» было выявило следующее:
- родители не могут обеспечить ребенку спортивный уголок дома – 62%;
- закаливающие мероприятия дома проводит – 27%;
- здоровый образ жизни ведут – 48%.
В конце 2016 – 2017 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена
психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Улыбка» по образовательным областям.
Формы диагностики:
- наблюдение за ребенком;
- беседы;
- экспертные оценки;
- критериально - ориентированные методики не тестового типа.
«Социально-коммуникативное развитие»
Многие дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, самообслуживании. Умеют принимать на себя роль, организовать самостоятельные игры.
Низкий уровень – 9%
Средний уровень – 73 %
Высокий уровень – 18%
Средний показатель - 2,7 балла
«Познавательное развитие»
Многие дети знают шар и куб, называют размер, подбирают предметы по форме и цвету. Называют основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Проявляют интерес к книгам, временам года.
Низкий уровень – 7%
Средний уровень – 79 %
Высокий уровень – 14%
Средний показатель - 2,7 балла
«Речевое развитие»
Дети научились внимательно слушать литературные произведения, многие запоминают короткие четверостишия. Используют в речи разные вопросы, при рассматривании картинок отвечают на вопросы, по просьбе взрослого отыскивают изображение знакомого действия.
Низкий уровень – 15 %
Средний уровень – 47%
Высокий уровень – 38 %
Средний показатель - 2,5 балла
«Физическое развитие»
У большинства детей сформированы основные движения и потребность в двигательной активности. Они проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, любят играть в подвижные игры, заниматься зарядкой. Научились бросать и ловить мяч, ходить по узкой доске, подпрыгивать на 2-х ногах, продвигаясь вперед.
Низкий уровень – 6 %
Средний уровень – 70 %
Высокий уровень – 14%
Средний показатель - 2,7 балла
«Художественно-эстетическое развитие»
К концу года дети освоили навыки рисования карандашом и кистью, но не все научились рисовать округлые и прямоугольные формы. Любят работать с пластилином, но не у всех получается слепить по заданной теме. У детей появился интерес к выполнению движений: притопывают ногой, хлопают в ладоши, извлекают звуки из музыкальных инструментов, большинство узнают знакомые мелодии.
Низкий уровень – 11%
Средний уровень – 77%
Высокий уровень – 12 %
Средний показатель - 2,4 балла
Вывод: в течение всего времени дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития:
на начало года - 1,8 б,
на конец года -2,7 б.
Таким образом, значительно повысился общий уровень развития детей, задачи, поставленные в начале учебного года, были решены. Результаты педагогической диагностики освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста №2 за 2016-2017 учебный год показали в основном средний уровень.