Лучший педагог года

Анализ состояния психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха

Фатима Козаева
Анализ состояния психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха

Аннотация. В настоящей статье приводится обоснование потребности в психолого-педагогическом сопровождении детей, которым диагностированы минимальные нарушения слуха.

Ключевые слова: сурдопедагогика, минимальные нарушения слуха, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, модель сопровождения.

Публикация «Анализ состояния психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха» размещена в разделах

В нашей стране сформирована и эффективно работает система специального образования, цель которой – удовлетворить особенные образовательные потребности учащихся с теми или иными отклонениями в развитии. В настоящий момент эта система непрерывно оптимизируется.

Названная система специального образования главным образом охватывает детей, у которых диагностируются выраженные отклонения в развитии. Одновременно увеличивается число детей, у которых отмечаются несущественно выраженные, неявные отклонения (И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова, Н. М. Назарова и т. д.). Обычно дети, имеющие несущественную выраженность отклонений в развитии, посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа. Им бывает сложно усваивать учебный материал, у них появляются сложности в обучении, снижается самооценка, и ребенок постепенно утрачивает интерес к обучению. Отметим, что минимальные нарушения слуха представляют собой несущественно выраженные отклонения [3, с. 43].

Ученые подчеркивают, что у детей с этим диагнозом нарушается речевое развитие, коммуникация с другими людьми, некоторые психические процессы протекают специфически (P.M. Боскис, И. М. Гилевич, Э. В. Миронова, М;Е. Хватцев, Е. Л. Черкасова, Т. Е. Черненко и т. д.). В связи с несущественной выраженностью нарушений и чаще всего с отсутствием информации о состоянии слуха, эти дети с самого начала оказываются стихийно интегрированными в общеобразовательную систему. Но особенности речевого и умственного развития таких детей мешают им в полной мере усвоить программу общеобразовательной школы. Педагоги начальной школы на данный момент не в состоянии предоставить соответствующую педагогическую помощь таким детям.

Выход из сложившейся ситуации видится в возможности открыть в центрах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии такого направления, как сопровождение детей с диагнозом «минимальные нарушения слуха». В подобных центрах можно реализовать сопровождение при помощи разных видов деятельности с семьей детей с отклонениями в развитии, успешно решить проблему помощи детям по месту проживания [7, с. 113].

Понятие «сопровождение» укрепилось в профессиональной деятельности учителей, практикующих психологов, сотрудников медицинских учреждений. Оно используется как концептуально, так и по отношению к практической работе в сфере решения определенных проблем. Но стоит отметить, что на сегодняшний день не выработано единое представление ученых о названном термине. Так, Ю. В. Слюсарев обозначает этим термином недирективную форму предоставления здоровому человеку психологической поддержки, цель которой - не просто укрепить либо достроить, а развивать самосознание человека, оказывать помощь, способную запустить механизмы самосовершенствования и активизировать внутренние ресурсы личности. Некоторые исследователи рассматривают сопровождение в качестве помощи психически здоровым людям, столкнувшимся на конкретной стадии развития с личностными сложностями. Ученые рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию общественно-психологической помощи самому человеку и его семье, а также особый социальный патронаж в виде социально-психологического патронажа.

Большинство авторов подчеркивает, что сопровождение - это поддержка естественно формирующихся реакций, состояний, процессов человека. Также обеспечение эффективного социально-психологического сопровождения предоставляет возможности личностного роста, благодаря чему индивид может достичь зоны развития, на данный момент не доступной ему.

Психологическое сопровождение Черненко Т. Е. рассматривает в качестве системы мероприятий организационного, диагностического, обучающего и развивающего характера для учителей, обучающихся, администрации и семьи. Цель таких мероприятий – сформировать наиболее комфортные условия обучения ребенка [10, с. 43].

Хватцева М. Е считает, что педагогическое сопровождение должно базироваться на системно-ориентационном подходе. В соответствии с этим подходом развитие рассматривается в качестве выбора и усвоения субъектом развития разнообразных инноваций. По мнению психологов, сопровождение можно рассматривать в качестве помощи субъекту развития в создании ориентационного пространства, в рамках которого ответственность за деятельность возлагается на самого человека. В соответствии с данным взглядом на термин «сопровождение», его замена на более традиционные термины, такие как обеспечение, помощь, поддержка неспособны полностью отразить сущность данного явления. Здесь подразумевается не любая помощь и не любое обеспечение, а поддержка, цель которой - сохранить максимум свободы и ответственности человека за избрание пути решения насущных проблем [8, с. 83].

Теоретическая сторона психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса рассматривается как база для формирования преподавательской практики и хорошо знакома преподавателям. Однако эти идеи стали еще актуальнее в настоящий момент, когда на социальном и государственном уровнях наметилась явная зависимость качества личностного развития от качества образования.

В настоящее время, когда формируется структура педагогического сопровождения, можно вычленить главные концепции теории сопровождения. В частности, это потребность в системном сопровождении, непрерывность этого сопровождения, принятие за основу положительного внутреннего потенциала личностного развития детей вместо попыток повлиять на них.

Рассматриваемая система психолого-педагогического сопровождения характеризуется рядом инвариантных признаков. Это толкование сопровождения как особой формы помощи в поисках способов решения разнообразных противоречий, с которыми многие сталкиваются, организуя образовательный процесс. Также это понимание важности комплексного подхода, который может быть осуществлен посредством совместной деятельности специалистов разных профессий, таких как психологи, преподаватели, работники сферы коррекционной педагогики, преподаватели социального профиля и сотрудники медицинских организаций, комплексный фундаментальный метод сопровождения, включающий в себя диагностику, информационный поиск, планирование, консультация и первая помощь в осуществлении планов. Кроме того, это осознание важности деятельности во взаимосвязи с практической работой образовательных организаций и основополагающие компоненты системы: работа, проводимая классными руководителями, службами сопровождения в образовательных организациях, региональными многопрофильными центрами, предоставляющими психолого-медико-социальную помощь, методическими и координационными службами.

Теорию комплексного сопровождения развития ребенка с осложнениями как инновационную образовательную технологию в России впервые предложила Е. И. Казакова. Структуру комплексного педагогического сопровождения составляют такие компоненты, как практика всесторонней помощи детям в сфере специального образования; практика деятельности специальных служб, способствующих всемерной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям. Также в число этих компонентов входят многолетнее психолого-медико-педагогическое консультирование и комиссии для детей с отклонениями в развитии; деятельность, осуществляемая экспертными, научно-методическими и координационными советами при образовательных организациях. Кроме того разными крупными вузовскими научными центрами должны проводиться всесторонние исследования в этой сфере, необходима реализация опытно-экспериментальной и инновационной деятельности разных категорий преподавателей, психологов, соцработников, специальных психологов и преподавателей.

Е. И. Казакова в системе сопровождения вычленяет ряд наиболее важных терминов. Это, в частности, методы, процессы и службы сопровождения. Метод сопровождения подразумевает необходимость сформировать условия для полноценного развития детей. При этом формирование и предоставление соответствующих условий, обеспечивающих развитие детей, следует понимать как процесс, то есть в качестве комплекса последовательно осуществляемых действий. То есть метод сопровождения следует рассматривать в качестве средства практической реализации процесса сопровождения, основанного на комплексе 3 функций: - выявление природы появившейся проблемы; - предоставление консультаций работниками по составлению путей ее решения; помощь при осуществлении путей решения. Кроме того, сопровождение тесно связано с организациями, поэтому службу сопровождения следует рассматривать в качестве объединения разнонаправленных специалистов, которыми производится это сопровождение [5, с. 70].

В концепции сопровождения огромную роль играет положение о том, что в качестве носителя возникшей проблемы в каждой отдельной ситуации представлены и непосредственно ребенок, и его семья, и учителя, и ближайший круг его общения. Закрепляя принципы всестороннего психолого-педагогического сопровождения детей, следует основываться на приведенном утверждении для того, чтобы в полной мере удовлетворить интересы как детей, так и его родителей.

Таким образом исследовав научную литературу, можно сказать, что вопрос минимальных отклонений в слуховом развитии ребенка интересовал ученых разных областей. В трудах по физиологии говорится о том, что минимальные отклонения в слуховом развитии связаны с такими явлениями, как нарушения мозговой деятельности. Кроме того, ученые говорят о том, что зачастую сложно отграничить такие состояния в связи с полиморфностью проявления.

В сфере аудиологии подчеркивается, что наличие минимальных отклонений в слуховом развитии может стать причиной нарушений речевого развития. Логопеды подчеркивают, что при небольших отклонениях речевое развитие также нарушается, и для его коррекции потребуется помощь логопеда в ходе образовательного процесса. В сфере сурдопедагогики проблема сопровождения детей с незначительными отклонениями в слуховом развитии не дискутируется, потому что принято считать, что дети с подобными осложнениями могут без труда учиться в общеобразовательных школах. Невзирая на то, что вопрос минимальных отклонений в слуховом развитии детей охвачен довольно широко самыми разными группами специалистов, актуальность его на сегодняшний день сохраняется.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богомильский М. Р., Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. M., 2016.

2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. M. : Просвещение, 2015. 143 с.

3. Гилевич И. М., Тигранова Л. Н. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе. (В помощь педагогам массовой шк. с интегрир. обучением и родителям) II Дефектология. 2016. № 3. С. 39-46.

4. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха : методические рекомендации I под ред. Л. M. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб. : Детство-Пресс, 2017. 64 с.

5. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 2015. С. 27.

6. Миронова Э. В. Оглохшие (позднооглохшие) дети I под ред. И. M. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2017. С. 167-189.

7. Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы. M., 2016. 164 с.

8. Хватцев М. Е. Как предупредить недостатки голоса и речи у детей. M. : Изд-во АПН РСФСР, 2015. С. 67-70.

9. Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции. M. : АРКТИ, 2017. 192 с.

10. Черненко Т. Е. Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха : автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2016. 24 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ состояния психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха
Опубликовано: 15 июня 2021 в 19:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД