Получи документы

Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна

Ольга Виноградова
Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы

Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, в частности детей с синдромом Дауна, является их адаптация и интеграция в общество.

Несмотря на врождённое желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определёнными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, внутри рта; относительно малый размер ротовой полости по сравнению с большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

Публикация «Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна» размещена в разделах

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например, влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений. Для многих детей с проблемами в развитии произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне.

Мною проведена серия занятий с группой детей с синдром Дауна, важной частью которых являлось использование массажа и артикуляционной гимнастики.

Работа с детьми строилась на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность ребенка: занятие с логопедом, театрализованная деятельность.

В процессе логопедической работы по преодолению фонетических

нарушений решались следующие задачи:

• Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих

• овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев

• ре-чевого процесса).

• Развитие слухового восприятия и внимания.

• Формирование речевых навыков фонетически правильной речи.

• Воспитание умения подрожать.

• Воспитания умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие навыков диалогической речи.

Индивидуальное занятие состояло из нескольких частей:

Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Игры и задания направленные активизацию собственной речи детей.

Подгрупповые занятия проводились в форме театрализованной игры. Где детям предлагалось взять на себя роль одного из героев и соответствовать ей до конца занятия.

Занятия посещали дети разного возраста (от 3 до 11лет) и разного уровня речевого развития (неговорящие; дети говорящие отдельные слова; и дети, использующие фразы.)

Индивидуальные занятия проводились со всеми детьми в течении учебного года. Обязательной частью занятия являлось проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики, упражнения закреплялись дома под контролем родителей. Для активизации собственной речи использовался речевой материал подгрупповых занятиях, т. е. той или иной сказки.

В процессе коррекционной работы у всех детей отмечалась положительная динамика. Движения органов артикуляции стали более точными; артикуляция звуков и автоматизм их произношения в различных фонетических условиях более првильным.

Полина П. 3 года. Активная речь отсутствовала, понимала элементарные инструкции, внимание удерживала на более минуты.

В конце года девочка участвовала в спектакле «Теремок», смогла взять на себя роль, выполняла действия соответствующие своему персонажу, проговаривала соответствующие звукокомплексы. Выполняла артикуляционные упражнения перед зеркалом в течении 5 минут.

У Феофана Ф. (8 лет) до занятий отмечалась неразборчивая речь, полиморфное нарушение звукопроизношения. При обследовании звуко-слоговой структуры слова выявлены затруднения в воспроизведении двухсложных слов. Структура слова упрощалась, слоги могли меняться местами, заменяться на другие или просто пропускаться. Навыками фонематического анализа и синтеза мальчик не владел. По состоянию лексики: объём словаря был значительно снижен. Грамматический строй речи также был грубо нарушен.

На моих занятиях проводились упражнения для развития кинестетической и кинетической основы движений руки и артикуляторных движений, массаж, проводилась работа по формирование правильной артикуляциизвуков [в], [ф], [Н], [с] ; выполнялись упражнения для развития ритма, дыхания и голоса (что является особо важным при работе с детьми с синдромом Дауна, которые часто имеют расстройства связанные с силой голоса); также проводились упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

В результате логопедических занятий у Феофана отмечается динамика в развитии:

Мелкая моторика. Ребёнок демонстрировал простые позиции кистями и пальцами рук, выполнял серии однотипных движений пальцами; движения руки стали более точными при работе с мозаикой и раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

Ритм. Дыхание. Голос. Воспринимал и правильно воспроизводил звенья

из одинакового количества ударов (// // //; /// /// ///). Научился выполнять несложные упражнения для развития силы голоса: удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса, усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко, ослабление голоса.

Артикуляторная моторика. Движения органов артикуляции при выполнении упражнений стали более чёткими, вследствие чего воспроизведение звуков уже имеющихся у ребёнка стало более точное. Были поставлены и автоматизированы звуки [в], [ф]; поставлен звук [Н].

Слуховое внимание и восприятие. Феофан выполнял упражнения: соотнесение картинки с соответствующими звуками; выделение определённых слов (например, животных) в ряду других слов; выделение искомого звука на слух в ряду других звуков.

Результаты проведённых занятий с детьми убедительно показывают, что использование массажа и артикуляционной гимнастики является необходимым условием работы с детьми с синдромом Дауна.

Публикации по теме:

Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗМетод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал:  «Забота о здоровье —  это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Коррекционная работа учителя-логопеда с ребенком с синдромом ДаунаКоррекционная работа учителя-логопеда с ребенком с синдромом Дауна МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» Учитель-логопед Шальнова Е. Ю. Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого.

Мастер-класс «Информационные технологии учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР»Мастер-класс «Информационные технологии учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР» В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дауна 1) Всегда помните – что у такого ребенка есть свои надежды, мечты, права и достоинства, несмотря на его состояние, он – личность. 2) Каждый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна
Опубликовано: 15 марта 2019 в 23:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Виноградова (УИ 1864187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД