МААМ-картинки

Аттестационная работа «Роль сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик детей 4–5 лет»

Татьяна Смирнова
Аттестационная работа «Роль сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик детей 4–5 лет»

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Игра для ребенка – это ведущая деятельность, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию "надо", а не "хочу", снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

Публикация «Аттестационная работа „Роль сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Поэтому проблема влияния сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик у детей дошкольного возраста является актуальной.

Цель данной работы : изучить динамику индивидных характеристик в процессе сюжетно-ролевых игр.

Объект: группа детей дошкольного возраста (4-5 лет).

Предмет: индивидные характеристики (внимание, память, мышление и речь).

Задачи исследования:

1. Изучить уровень развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.

2. Исследовать уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

3. Исследовать уровень развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.

4. Определить уровень развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

5. Оценить эффективность разработанной программы по развитию индивидных характеристик с помощью сюжетно-ролевых игр.

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать сюжетно-ролевые игры, то можно повысить уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Практическая значимость: заключается в использовании разработанного сборника сюжетно-ролевых игр с целью повышения индивидных характеристик дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры представляют большую ценность в развитии познавательных процессов дошкольников. Познавательные процессы ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития индивидных характеристик ребёнка.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения сюжетно-ролевых игр для развития познавательных процессов дошкольников, т. е. цель нашего исследования была достигнута.

В ходе работы были исследованы уровни развития внимания, памяти, мышления и речи. При сравнительном анализе были выявлены значимые различия между результатами обследования детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения программы по развитию индивидных характеристик, что и доказывает её эффективность. То есть все задачи были выполнены.

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать сюжетно-ролевые игры, то можно повысить уровень развития познавательных процессов дошкольников, нашла своё подтверждение.

На основании проведенной диагностики мы рекомендуем внести в программу развивающих занятий МБДОУ разработанную нами программу по развитию индивидных характеристик (Сборник сюжетно-ролевых игр).

В предлагаемом сборнике представлены сюжетно-ролевые игры, направленные на развития индивидных характеристик дошкольников.

Магазин

Цель:

-развивать познавательные процессы и психические функции: память, мышление, внимание, воображение, восприятие задания на слух,

-научить детей классифицировать предметы по общим признакам,

-воспитывать чувство взаимопомощи,

-расширить словарный запас детей : ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель:

-развивать память, инициативу, воображение в принятии образа,

-воспитывать уважение к профессии врача,

-учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,

-воспитывать в детях внимательность, чуткость,

-расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Строим дом

Цель:

-развивать у детей воображение, мышление, диалогическую речь;

-познакомить детей со строительными профессиями,

-обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей,

-научить детей сооружать постройку несложной конструкции,

-воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,

-расширить словарный запас детей : ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Зоопарк

Цель:

-расширять и обогащать словарь, поддерживать диалог в игре,

-развивать память, инициативу, воображение в принятии образа животного, используя имитацию его движений.

-расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании,

-воспитывать любовь, гуманное отношение к животным,

-расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры : воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Веселое путешествие

Цель:

-развивать воображение, речь, образное мышление, эмоциональную сферу,

-учить детей осуществлять в сюжетно-ролевой игре привлекающие их действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

-познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии,

-расширить словарный запас детей.

Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Детский сад

Цель:

-развивать память, мышление, речь, умение совместно развертывать игру,

-расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, - воспитателя, няни, повара, музыкального работника,

-воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель:

-развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию,

-познакомить детей с профессией парикмахера,

-воспитывать культуру общения,

-расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры : стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Дом, семья

Цель:

-развивать познавательные процессы и психические функции: память, мышление, внимание, воображение, восприятие задания на слух;

-побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи,

-совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку,

-раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Оборудование: предметы домашнего обихода, куклы. Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Возраст:4-5 лет

Ход игры : Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Больница

Цель:

-развивать образное мышление, речь, эмоциональную сферу,

-учить детей осуществлять в сюжетно-ролевой игре привлекающие их действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события,

-воспитывать сочувствие, желание помочь,

-вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры,

-воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Ход игры : Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

Почта

Цель:

-развивать у детей воображение, мышление, диалогическую речь,

-познакомить с трудом работников связи,

-формировать уважение к профессии почтальона.

Оборудование и материалы: конверт, маленькие книги и журналы, газеты, открытки, почтовые ящики, береты, сумки для почтальонов.

Ход игры : Дети пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

Моряки

Цель:

-развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию,

-активизировать у детей словарный запас : каюта, штурман, боцман, иллюминатор, кок, перископ, акваланг,

-научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки,

-отображать в игре знания детей об окружающей жизни,

-формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

Возраст: 4-7 лет

Оборудование: флаги, спасательные круги, акваланги, матросские воротники, экран слежения, перископ.

Ход игры : Постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию, выбор маршрута; ремонт судна; работа водолазов; подъём флага на корабле; возвращение в порт.

В кафе

Цель:

-расширять и обогащать словарь, поддерживать диалог в игре, развивать память,

-знакомить с профессиями повара, официанта,

-учить культуре поведения в общественных местах,

-уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Возраст:4-7 лет

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги, сумки, касса, деньги-фишки.

Ход игры : 1. Приглашаем посетителей занять столики, изучить книгу «Меню», сделать заказ. Принимаем заказ, отмечаем его в блокноте (берет необходимые фишки с изображением блюд и цифр - цены) и относит его к повару. Повар с помощниками приготавливают блюдо, отдают его официанту. Фишки передаются кассиру. Кассир подсчитывает сумму покупки, рассчитывает посетителей. Посетители приходят в кафе, выбирают понравившийся столик при помощи администратора, изучают меню, делают заказ официанту, кушают, расплачиваются с кассиром, оставляют чек об оплате и отзывы о посещении кафе в книге отзывов у администратора (звездочки разного цвета).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Консультация по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду» В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Образовательный проект «Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Тема: «Развитие связной речи дошкольников, через сюжетно-ролевую игру» Актуальность выбранной темы Игра – является ведущим видом деятельности.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника» Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Консультация для родителей. Уважаемые наши мамы и папы! Каждый из вас знает, что дети очень.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Троллейбус» во второй младшей группе Задачи: 1. Способствоввать возникновению игры на тему «Троллейбус». 2. Придумывать несложный сюжет, выбирать роль. 3. Воспитывать доброжелательное.

Развитие сюжетно-ролевой игры детей средней группы детского сада через ознакомление с трудом взрослых Игра в содержании ФГОС ДО «I. Общие положения» Один из основных принципов Стандарта: – реализация Программы в формах, специфических для.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Консультация для воспитателей «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках» Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аттестационная работа «Роль сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик детей 4–5 лет»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 20:52
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД