Лучший педагог года

Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности

Светлана Никонова
Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности

«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»

ГБОУ Школа №1631 имени Героя Советского Союза В. П. Кислякова

Никонова Светлана Александровна (воспитатель)

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Наш сад напрямую сталкивается с этой проблемой, у нас есть две логопедические группы, в которых непосредственно занимаются коррекцией речевых нарушений, но количество детей, нуждающихся в помощи специалистов и в общеобразовательных группах, с каждым годом увеличивается

Публикация «Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Наиболее значимые причины снижения речевой активности:

- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Дети поступают в детские сады уже с задержкой речевого развития.

- Снижение уровня языковой культуры общества в целом. Искажение русского литературного языка, засилие жаргонизмов, нецензурной лексики, что, в конечном счёте, привело к резко обеднённой языковой среде.

- Существенное уменьшение общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объёме.

Это - «дети телевизора и компьютера».

Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития речевой активности.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром я обнаружила, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Поэтому для своего самообразования я взяла тему «Организация детского экспериментирования», чтобы пополнить свои знания и успешно применять их на практике.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает большое влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).

Обогащение словарного запаса детей путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.

В связи с этим я пришла к выводу, что экспериментирование может являться одним из средств развития речевой активности.

Работая в этом направление, я наметила для себя необходимость решения ряда задач.

Стимулировать познавательную активность.

Развивать мыслительные процессы.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Развивать мелкую моторику.

Формировать способы познания путём сенсорного анализа. Формировать мотивацию, порождающую желания высказаться, рассказать, сообщить о чём – либо.

- Мотивация (внутренняя потребность высказать свои мысли и чувства, мотив речи – «ради чего я говорю» возникает у детей при наличии слушателей и при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями и интересам к заданиям взрослых.

- Характер связной речи зависит от темы и её содержания. Если по теме у детей нет знаний, то и высказывания у них будут бедные и неинтересные.

В своей работе я использовала: поисково-исследовательские наблюдения (случайные наблюдения и эксперименты; плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы). Проведение опытов, как часть занятия. Создание проблемных ситуаций. Беседы (конструктивные).

Экспериментирование пронизывает все виды деятельности : игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.

Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.

Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи.

В новых федеральных государственных стандартах, поисково-исследовательская деятельность занимает отдельное место, наравне с другими видами деятельностями. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через познавательно – исследовательскую деятельность.

Но вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко. И я испытала небольшие затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования

Поэтому я использовала игры-эксперименты, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми.

Во время изобразительной деятельности я предложила нарисовать в подарок Чебурашке воздушные шары его любимых цветов (фиолетовый, оранжевый, зелёный, но, открыв ящики столов, дети обнаружили, что все краски пропали, а остались только: жёлтая, красная и синяя краска. Дети очень расстроились, тогда я предложила попробовать смешивать разные краски на палитре поочерёдно для получения названных оттенков. В процессе эксперимента дети сделали вывод, что разные оттенки можно получить путём смешивания красок.

Во время экспериментирования с бумагой, дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает, но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).

Проводя занятие по закрепления названия сезонной одежды, предложила детям помочь выбрать ткань для плаща или пальто в дождливую погоду для куклы Ксюши. Спросила, как это можно сделать, выслушав разные варианты ответов, предложила это проверить. Дети положили под разные кусочки ткани салфетки и накапали на неё воды, подождали и посмотрели, под какой тканью салфетка осталась сухой, сделали вывод, какие ткани впитывают воду.

Ткань, из болоньи, не промокает. Поэтому кукле надо сшить плащ, именно из этой ткани.

Например, знакомя детей с овощами и фруктами, я использовала такие игры – эксперименты.

«Определи, из чего сделан салат», «Угадай по запаху» - в этих играх, дети учились использовать такие прилагательные, как: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, ароматный, резкий, хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи, дети самостоятельно оперировали этими словами. А на занятиях по развитию речи из цикла описательных рассказов по теме «овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметом на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.

Дети очень любят экспериментировать, особенно с водой и песком, интерес детей к этим играм можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Создавая детям условия для разнообразных действий с водой, помогаю им выделить из множества признаков и качеств предмета наиболее существенные и доступные для восприятия («плавает», «тонет», «намокает», «лёгкий», «тяжёлый»).

В процессе игр с песком дети узнают свойства материала: сыпучесть сухого песка, его способность пропускать воду; пластичность сырого песка. Учатся его использовать в своём творчестве. Эти эксперименты хороши для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

При подготовке к пересказу рассказа Л. Толстого «Галка хотела пить», я предложила проверить, правда ли вода поднимется в стакане, если в него опустить камешки. Проверив это практически; пересказ детей стал последовательным осознанным, а не простым манипулированием словами.

Знакомя детей с кухонной посудой и её назначением, посредством сказки «Золушка», предложила помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа смешана с рисовой). Дети отметили, что в ручную, это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предмет, который нам поможет. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп, приобрели опыт пользования ситом.

Всем хорошо известно, что не одну воспитательную или образовательную задачу невозможно решить без взаимодействия с родителями. Увидев заинтересованность своих детей, родители приобрели энциклопедии; оказали помощь в оборудовании уголка экспериментирования, приняли участие в конкурсе: «Волшебница – вода». Всё это объединило наши усилия в развитие детей.

Наш уголок для самостоятельного детского экспериментирования оснащён природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей);бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из под киндер сюрпризов, деревянные катушки, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет); приборами -помощниками (увеличительное стекло, песочные часы); красителями (акварельные краски, ягодный сироп); прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля); игровым оборудованием (игры на магнитной основе «рыбалка», «одень куклу», теневой театр, ванна для игр с песком и водой).

Дети с удовольствием проводят время в экспериментальном уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости. А новые знания рождают новые вопросы.

В своей группе мы работаем в тесном взаимодействии, работа моей коллеги направлена на ознакомление с окружающим миром посредством дидактических игр, а моя на непосредственное выявление тех или иных взаимосвязей путём экспериментирования. Например, знакомя детей со свойствами и качествами различных материалов (путём экспериментирования, знания детей, полученные практически, закрепляются в виде дидактических игр: «Что из чего сделано?», «Подбери пару», «Логическая цепочка» и т. д.

В конце второго года обучения, занимаясь экспериментированием, мы отметили, что увеличился активный словарь детей, речь стала более связной; дети приобрели коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми (умение участвовать в беседе, умение делиться с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями, аргументировать свои высказывания; все чаше можно наблюдать попытки детей решать спорные вопросы с помощью речи). При оборе детей в логопедическую группу из 22 человек отобрали только троих. Для нас это показатель того, что работа по внедрению детского экспериментирования принесла свои плоды. В дальнейшем мы будем продолжать работу над этой проблемой, как в старшей, так и в подготовительной группе.

И я считаю, что экспериментирование заслуживает большего внимания, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. В этом году мы планируем проектную деятельность : «Юные исследователи». Дети сами выберут, наиболее интересную тему для себя и под нашим руководством, столкнутся с неизведанным, и будут сами познавать мир, опираясь на ранее приобретенный опыт экспериментирования.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Развитие творческих способностей детей 4–5 лет посредством опытно-экспериментальной деятельности Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград Опыт.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад «Радуга».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой Актуальность Современному.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством овладения навыками бумагопластики Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Бумага – самый простой и знакомый нам материал,.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Развитие речи дошкольников посредством экспериментальной деятельности Развитие речи у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая.

Развитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельностиРазвитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельности Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности
Опубликовано: 30 марта 2018 в 11:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД