Елена Мясникова
Дидактическое пособие «LogoBox» как эффективное средство формирования навыка употребления падежных форм существительных
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское методическое пособие
«LogoBox. Дательный падеж» как эффективное средство формирования навыка употребления падежных форм существительных.
С учетом постоянного увеличения числа детей с тяжелыми нарушениями речи проблема формирования навыка употребления падежных форм существительных занимает важнейшее место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения остается актуальной. Несмотря на широкое использование дидактических игр в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Проблема коррекции нарушений падежных окончаний с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры, остается нерешенной до конца.
Публикация «Дидактическое пособие „LogoBox“ как эффективное средство формирования навыка употребления падежных форм существительных» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2022
Эффективным средством формирования навыка употребления падежных форм, так как оно дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ, является дидактическая игра. Дидактические игры, применяемые при коррекции речи, делают обучение более занимательным, эмоциональным, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Изучение вопросов теории и практики по данной проблеме позволило адаптировать и использовать их при разработке коррекционно-развивающего методического пособия «LogoBox. Дательный падеж», направленного на формирование навыка употребления формы дательного падежа имен существительных у детей с нарушениями речи посредством использования дидактических игр.
Цель: формирование навыка употребления имен существительных в форме дательного падежа единственного числа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
• закрепить навык правильного употребления имен существительных в Д. п. ед. ч;
• актуализировать словарь по темам «Времена года», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Профессии», «Игрушки»;
• закрепить знания о геометрических фигурах;
• продолжать развивать зрительное внимание, слуховую память, пространственные представления, мышление;
• продолжать развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
Пособие «LogoBox. Дательный падеж» представляет собой интерактивный куб, на внешних гранях которого изображены пейзажи четырех времен года, внутри куба – пять игровых полей.
Игровое поле №1[/b]
Игровое упражнение «Телефон»
Введение в игру, создание игровую ситуации:
В далекой жаркой Африке
И тигр, и лев живут.
А как сказать «Привет» нам им –
Они ведь там, мы – тут?
Возьмем мы старый телефон,
Услышать всех поможет он.
Инструкция: «Посмотри, это телефон. С его помощью ты можешь позвонить кому-то из животных. Сними трубку, покрути диск телефона и назови, кому ты звонишь».
Ход игры: ребенок рассматривает изображение телефона, «снимает» трубку, крутит диск и называет то животное, которому звонит.
Я звоню (кому… тигру.
Лексический материал: жирафу, тигру, бегемоту, слону, льву.
Игровое поле №2[/b]
Игровое упражнение «Весёлый почтальон»
Введение в игру, создание игровую ситуации:
Вот весёлый почтальон –
Разносит всюду почту он.
Всем, кто очень-очень ждет,
В конвертах письма принесёт.
Инструкция: «Это веселый почтальон. Он должен доставить открытки разным сказочным персонажам. Давай поможем ему и напомним, кому он их несет».
Ход игры: ребенок рассматривает фигурку почтальона, может отклеить ее и взять в руки. Затем достает из большого конверта почтовые открытки, смотрит, кто на ней нарисован и называет, кому она адресована, т. е. кому ее доставит почтальон.
Эта открытка (кому… гному.
Лексический материал: гному, пирату, Красной Шапочке, клоуну, Кеше, Маше.
Игровое поле №3[/b]
Игровое упражнение «Машины подарки» (с фонариком).
Введение в игру, создание игровую ситуации:
День рождения у Маши –
Поздравления ей наши.
Всем подаркам рада очень,
Поскорей открыть их хочет.
Инструкция: «Это девочка Маша. У нее был День рождения и ей подарили много подарков, видишь, как она им рада. Давай посмотрим, что лежит в коробках с подарками и узнаем, чему так рада Маша».
Ход игры: ребенок рассматривает фигурку девочки и коробки с подарками. Подносит поочередно каждый подарок к фонарику, подсвечивает изображение и называет, чему рада Маша.
Маша рада (чему… кукле.
Лексический материал: кукле, роботу, машине, медведю, лошадке, паззлу, пирамидке, мячу, юле.
Игровое поле №4[/b]
Игровое упражнение «Кто за кустиком сидит?»
Введение в игру, создание игровую ситуации:
Это кто в кустах сидит
И на нас с тобой глядит?
Дам тебе подсказку я:
Лесные наши здесь друзья.
Инструкция: «Это куст и за ним кто-то сидит. Ответь на мой вопрос и узнаешь, кто спрятался за кустиком».
Ход игры: ребенок рассматривает куст, слушает вопрос-загадку, затем отвечает и смотрит, кто же сидит за кустиком.
Короткий серый хвостик и длинные уши нужны кому… Зайцу.
Пушистый рыжий мех и длинный хвост нужны кому? … Лисе.
Иголки на теле нужны кому? … Ежу.
Сильные лапы и бурый мех нужны кому? … Медведю.
Лексический материал: зайцу, медведю, ежу, лисе.
Игровое поле №5[/b]
Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы?»
Введение в игру, создание игровую ситуации:
Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Что поможет им в работе
Сделать все, что захотел?
Инструкция: «Внимательно посмотри и назови, представители каких профессий здесь изображены. А теперь открой коробочку. Доставай по одному предмету и называй, кому нужны эти инструменты».
Ход игры: ребенок рассматривает персонажи, произносит название каждой профессии. Затем открывает коробочку, в которой находятся инструменты, необходимые для работы каждому представителю этих профессий. Достает по одному предмету и проговаривает, кому он нужен для работы.
Шприц нужен (кому… доктору.
Лексический материал: доктору, повару, маляру, художнику, пожарному.