Конспект часа памяти «Юные герои великой войны»

Елена Чарушникова
Конспект часа памяти «Юные герои великой войны»

КОГ КУСО «Мурыгинский детский дом- интернат для умственно- отсталых детей «Родник»

Час Памяти

«Юным героям Великой войны посвящается…»

Составитель: Е. А. Чарушникова

воспитатель отделения ИМВ

Мурыгино

2015 год

«Юным героям Великой войны посвящается…»

Цели:

- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

- заинтересовать неизвестными фактами о детях военной поры;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиа аппаратура, песни о войне, фильм «Ленинградская Симфония Шостаковича», отрывки из документального фильма «Великая Отечественная», видео презентация «Юные герои великой войны»

Звучит куплет песни «Не надо войны»

Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!

В сердцах наших будут жить вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

1 блок.

Ещё вчера девчонки и мальчишки списывали контрольные, читали стихи на уроках, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра… Завтра была война…

Отрывок из д. ф. «Великая Отечественная»

Они встретили войну в разном возрасте. Кто- то совсем крохой, кто-то подростком, кто- то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война обрушилась на их плечи бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, сводки с фронтов вместо букваря, чёрные похоронки, осколки мин. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Они рано стали взрослыми.

Суровое время чеканило характеры решительно и жестоко. Мальчишки и девчонки защищали Родину.

И были дети смелы и отважны. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Не для смерти рождаются дети, но ударило в небо пламя, и Родина тихо сказала: «Вставайте, дети, на помощь!»

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков страшные собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху.

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В чёрный дым сражений на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Увидали мальчики- храбрые солдаты.

Волгу в сорок первом,

Шпрее- в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Блок 2.

Многие подростки воевали в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские воинские эшелоны. Вот выдержка из приказа по немецкой армии 1942 года: «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…» Дети показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Город Керчь. Крымский город, с улиц которого видны два моря- Чёрное и Азовское. С сентября 1941 года в каменоломнях в районе Керчи находился партизанский отряд. Фашистские каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда. Вместе со взрослыми в отряде сражались и подростки. Один из них Володя Дубинин. (фото на экран)

Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб он при разминировании вражеской мины, ему едва исполнилось 15 лет. За героизм и отвагу Володя Дубинин посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Володе поставлен памятник в г. Керчь (фото на экран), улица, на которой он жил названа его именем, также ему посвящена книга Льва Кассиля и Макса Полянского «Улица младшего сына», снят фильм с таким же названием.

Белоруссия. Село Стеньково. Жил там четырнадцатилетний парнишка Марат Казей (фото на экран)

Он был разведчиком штаба партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. У села Хороменское он с начальником разведки попал в окружение фашистов. Когда закончились патроны, Марат бросил гранату. А со второй, которую зажал в руке, шагнул в гущу врагов. Раздался взрыв…

Марат Казей награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Марату Казею открыты в Минске и в его родном селе. (фото на экран)

Наде Богдановой (фото на экран) было всего десять лет, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, действовавшем в районе Витебска. Боевые друзья долгие годы после войны считали её погибшей, даже памятник поставили. А она выжила. Действительно, гитлеровцы казнили её дважды. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила по фашистским тылам, всё подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом в составе боевых групп то участвовала в нападениях на вражеских штаб в каком- нибудь селе, то пускала под откос военный эшелон… Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября красный флаг в оккупированном врагом Витебске (7 ноября был главный советский праздник, в этот день состоялся военный парад в Москве) Надю били, пытали, а когда при вели ко рву расстреливать, сил у малышки уже не было. Она упала в ров, лишь на секунду опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 1943 года в деревне Карасёво. Пытали по- взрослому: обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Когда партизаны атаковали деревню, гитлеровцы бросили юную разведчицу, считая её мёртвой. Парализованну. И почти слепую, её выходили местные жители. После войны известный врач- офтальмолог В. П. Филатов вернул Наде зрение. А спустя 15 лет она услышала по радио, как её командир- начальник разведки отряда Слесаренко- говоря, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, назвал среди них и девушка и объявилась Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда девушка и объявилась, только тогда коллеги по работе узнали, как, совсем малышка, воевала она во время Великой Отечественной.

Блок 3.

Мальчик из легенды- так нарекла слава Лёню Голикова (фото на экран). Когда началась война, школьнику из деревни Лукино, что под Старой Руссой, не было ещё и 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел моложе своих лет. Под видом нищего ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Не раз бывал в разведке, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, склады. Наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях. В августе 1942 года партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу, выполнив задание, командир дал сигнал возвращаться в отряд. Лёня тоже поднялся, но вдруг увидел вдали немецкую легковую машину. Лёня лёг за груду щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, Лёня бросил гранату, раздался взрыв. Лёня увидел, что из горящей машины выскочил немец, схватил пистолет- автомат и бросился в сторону от дороги. Это был немецкий генерал- майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В погоню за ним бросился Лёня. Последним патроном Лёня попал в генерала. Подойдя к мёртвому офицеру, Лёня взял его портфель и отправился в отряд. То, что находилось в портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения немецкому командованию и ряд других бумаг. Документы были переправлены в Москву. Вскоре из столицы пришла радиограмма- предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве ещё не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет.

Но Лёня об этом не узнал. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором был Лёня Голиков, был окружён фашистами. После жесток их боёв, отряду удалось прорваться и уйти в другой район. В строю осталось лишь 50 человек. Все попытки слиться с другими отрядами заканчивались неудачами. Ночью 23 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли уже лишь

27 обессилевших бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила- гарнизон немцев располагался в нескольких километрах от деревни. Заняли три крайние избы. Но на утро сон партизан был прерван грохотом пулемёта- предатель сообщил в немецких гарнизон о партизанах. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу… В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.

2 апреля 1944 года Леониду Голикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания.

1 июня 1960 года Лёне Голикову был открыт в Москве памятник. (фото на экран)

Блок 4.

Сражались и погибали дети не только на фронтах…

Все знают о блокаде Ленинграда. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей. В осаждённом городе оказалось 2 млн. 887 тыс. чел. Среди них около 400 тыс. детей. Страшно было от ночных бомбёжек, дневных артналётов, страшно, когда рушились стены домов, в которых ещё недавно жили друзья. Юные ленинградцы наравне со взрослыми достойно защищали город. Они рыли окопы, проверяли светомаскировку, собирали цветной лом для изготовления патронов и снарядов. Школьник, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». Но самым страшным в Ленинграде был голод. Запасы муки стремительно таяли, поэтому постоянно снижались нормы хлеба. За полтора месяца с начала блокады паёк уменьшался 5 раз.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам…

О. Берггольц

Зимой 1942 года Ленинград доедал хлеб, посеянный ещё до войны. Но он мало напоминал тот, довоенный хлеб. Вместе с мукой, доля которой сокращалась каждый день, добавляли хлопковые жмыхи, ячменные и ржаные отруби, обойную и рисовую пыль, мучную пыль, годами оседавшую на стенах мельниц. В ход пошло и проросшее зерно со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки. А когда иссяк запас и этих заменителей, в хлеб стали добавлять целлюлозу. Но вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, взрослые устраивали детям праздники. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Фильм «Ленинградская симфония Шостаковича"

Блок 5.

Но самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей или гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у них отняли Родину и свободу. На одной только Украине насчитывалось 180 лагерей смерти. (фото на экран) На территории Германии 1100. Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданск…

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами (у многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья, неволи…

Всего за время Второй мировой войны на земле погибло 13 млн. детей. Сколько белорусских, польских, французских? Погибли дети - граждане мира.

(фото на экран) Солдаты знали, за что умирали. Одни - за Родину, другие- за идею. А за что умирали дети? Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты? Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена, братья и сёстры погибших, сироты и дети живых родителей… они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час, но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принёсшем нам Победу.

Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно- Морского флота. Это были сыновья полков и юнги. Голодных и промёрзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами убеждали вернуться домой. Но многим возвращаться было некуда - война отняла у них дом, родных.

Горланили «К бою!» трубы полковые.

Военный гром катился над страной,

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать.

Но всё равно в боях они умели

Не отставать, не отставать

И побеждать.

Тянули связь военные мальчишки,

Катили в бой на танковой броне,

Валились с ног в минуты передышки

И в час ночной неслись домой

В коротком сне.

Жила в сердцах их взрослая отвага

В двенадцать лет по- взрослому сильны,

Сыны полков, сыны полков

Своей страны.

Где вы сейчас, мальчишки боевые?

Вы по весне прислушайтесь порой:

Зовут героев трубы полковые

На правый фланг, на правый фланг

В солдатский строй!

В. Суслов.

После войны многие сыны полков снова сели за парты, чтобы продолжить прерванную войной учёбу в школе. Кто- то окончив Суворовское или Нахимовское училища, открытые во время войны для детей, потерявших родителей, продолжил службу. Но не все дожили до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово «ПОБЕДА»

Вам, юные защитники, - наша всенародная благодарность и память…

Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Звучит метроном.

Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, в небе, в партизанских отрядах, Брестской крепости. Их были десятки тысяч, отчаянно - смелых мальчишек и девчонок - сорвиголов. И ни на миг не дрогнули их детские сердца.

(текст на экран) Не щадя себя

В огне войны,

Не жалея сил

Во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р. Рождественский

Снова звучит куплет песни «Не надо войны

Использованная литература:

Информационно- методический сборник «2009 год – год молодёжи», Киров 2009 / Беседа

«Юные герои Великой войны» составитель Е. Татаринова

МКУ «Юрьянская ЦБС» Юрьянская районная детская библиотека «Урок Памяти: Детям Ленинграда посвящается…» составитель Ирбулдина Л. Ю. (главный библиотекарь ЮРДБ)

2014 год Юрья

Публикации по теме:

Акция памяти, посвященная Дню Героев России (герои Слободо-Туринского района Свердловской области) АКЦИЯ ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ГЕРОЕВ РОССИИ. ЖИВЫМ - ЖИВОЕ, ПАВШИМ - ТРЕТИЙ ТОСТ, И ПАМЯТЬ, ЗА КОТОРУЮ НЕ СТЫДНО… НА ОБЕЛИСКЕ СВЕТИТ СТОЛЬКО.

Конспект классного часа в 3 классе на тему «Юные пионеры — герои войны» «Согласовано» «Утверждено» Учителем ___/Соколова М. А. / Методистом ___/Яспарова Т. И/ Дата___ Дата.

Конспект НОД «Тема Великой Отечественной войны в детских рисунках» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТКонспект НОД «Тема Великой Отечественной войны в детских рисунках» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления детей с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Интеграция.

Конспект образовательной деятельности «События Великой Отечественной войны на Кубани» Цель: познакомить детей с участием кубанцев в Великой Отечественной войне Задачи: Обучающие: знакомить с событиями Великой Отечественной.

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Вы всегда в нашей памяти герои войны» Цели и задачи: закреплять представление детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним, представление о празднике День Победы;.

Конспект открытого занятия «Я последний поэт Великой войны Отечества…» (к 90-летию Великого кубанского кобзаря Вараввы …) Цель: Приобщение к казачьей культуре. Изучение жизни и творчества кубанского поэта И. Ф. Вараввы. Задачи: Образовательные: - развитие связной.

Конспект занятия в подготовительной группе «Героические страницы Великой Отечественной войны» oбразовательная oбласть: «Речевoе развитие» Вид деятельности: непoсредственно-образовательная деятельнoсть Вoзрастная группа: подгoтовительная.

Педагогический проект «Маленькие герои большой войны»Педагогический проект «Маленькие герои большой войны» Введение Семь десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Давно уже восстановлены и заново отстроены.

Сценарий «Женщины во время Великой Отечественной Войны» Сценарий «Женщины во время Великой Отечественной Войны». Цели и задачи: - Выявление и развитие творческих способностей работников; - Приобщение.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной Войны Цель: продолжать знакомить детей с родной станицей, его достопримечательностями. Дать детям знания о храбрых защитниках, освобождающих нашу.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект часа памяти «Юные герои великой войны»
Опубликовано: 3 мая 2017 в 16:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» с детьми среднего дошкольного возраста. Дошкольное детство – самый...
Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...