Алла Подшивалова
Что же такое ЗПР?
▼ Скачать + Заказать документы
ЗПР у детей - задержка психического развития - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие, также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.
Публикация «Что же такое ЗПР?» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Причины ЗПР у детей
Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические, перечислим их:
• поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
• проблемы матери во время беременности, сложные роды;
• хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т. п. ;
• наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
• неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.
Впрочем, не будем забывать, что для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка.
Диагностика ЗПР у детей
Чаще всего родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, т. е. при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше. Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи малыша, при возникновении проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы, консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.
ЗПР можно и нужно преодолевать, т. к. недостаточная сформированность основных психических функций и задержка эмоционального развития в данном случае обратимы. Развитие ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. Необходимы согласованные действия родителей, дефектолога, логопеда и психотерапевта. Дефектолог поможет развить основные психические функции детей (внимание, память, мышление, речь, сформировать навыки самоконтроля и программирования в интеллектуальной деятельности.