Папки-передвижки

Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников

Юлия Пономаренко
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников

Дошкольный возраст считается периодом активной социализации. Но в наши дни непросто привить идеи добровольчества, потому что у многих людей существует стереотип, что человек, который занимается честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. Можно обозначит, что создание позитивного имиджа волонтера и популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.

Публикация «Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах

В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, которое объединяет дошкольников, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах воспитанники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности [2].

Отмечено, что создание волонтерского движения дошкольников по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у детей социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, а так же умение сотрудничать в команде.

Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, а так же осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [1].

Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М. И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М. В. Поддубная, М. В. Демиденко и др.). Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально - значимых качеств молодежи, а так же формированию у нее активной жизненной позиции.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет [2] :

- к формированию у воспитанников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;

- к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Реализация технологии «Дети-волонтеры» помогает педагогам создать условия для достижения детьми целевых ориентиров стандарта дошкольного образования : инициативы, самостоятельности, ответственности, любознательности, умения взаимодействовать, общаться, выбирать вид деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение, работать в команде. Преимущества технологий социализации в том, что они не требуют какой либо специальной подготовки воспитателей, не требуют покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Технология «Дети-волонтеры» решает следующие задачи [4] :

- формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;

- развивает коммуникативно-речевые умения и навыки обеих сторон;

- помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;

- совместная деятельность идет в процессе познания, когда обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Несмотря на то, что технология «Дети-волонтеры» удивительно простая в использовании, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как педагоги не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, возникла необходимость пересмотреть подход к организации условий развития ребенка – дошкольника [3].

Таким образом, помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада [Текст] // Журнал Детский сад : теория и практика. 2013 №5 99 с.

2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана – Граф, 2016. – 184 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

4. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — 111 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников
Опубликовано: 19 августа 2022 в 10:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД