Папки-передвижки

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

Проскурина Ирина
Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

С введением и реализацией ФГОС дошкольного образования особое внимание обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривается развитие любознательности, инициативности, наблюдательности, склонности к экспериментированию. Развитие поисково-исследовательской деятельности детей, начиная с раннего дошкольного возраста, обеспечивает их развитие в соответствии с современными требованиями.

Публикация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Детство – это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Экспериментирование – естественное состояние ребенка. По мнению Л. С. Выготского экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а берет оно свое начало в манипулировании предметами. Часто родители ругают своих детей за сломанные игрушки, порванные книги, испачканную одежду. И напрасно. Ведь именно таким способом ребенок начинает исследовать предметы, узнавать их свойства.

Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Этим возрастным особенностям, как никакой другой, соответствует метод экспериментирования. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Дети раннего дошкольного возраста принимают участие в исследованиях совместно с воспитателем. Малыши обследуют предметы по цвету, величине, форме. В младшей группе исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам становятся понятными свойства изучаемых предметов. В средней группе формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для этого используются все органы чувств. В старшей группе нужно стимулировать детей для самостоятельного проведения экспериментов, чтобы выявить скрытые свойства явлений и предметов. В подготовительной группе экспериментальная деятельность совершенствуется: постановка проблемы, поиск способов ее решения и выводы осуществляются детьми самостоятельно.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод, что метод экспериментирования обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности дошкольников. Исходя из этого, мы спланировали нашу работу таким образом, что экспериментирование проходит не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности : в проведении досугов, развлечений, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей. При организации экспериментирования необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип развивающего обучения;

Принцип результативности;

Принцип доступности;

Принцип безопасности;

Принцип целостности и систематичности обучающего процесса;

Принцип взаимодействия трех факторов: детский сад, семья, общество.

Во время руководства детским экспериментированием воспитатель становится равноправным с ребенком исследователем, не сообщает знания в готовом виде, а помогает получить их самостоятельно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Путем постановки вопросов, которые требуют развернутых ответов, стимулирует развитие речи.

Особую роль в развитии познавательно-исследовательской деятельности играет насыщенная, хорошо оборудованная предметно-пространственная среда. Она может включать в себя:

Различные природные материалы: песок, глина, земля, шишки, опилки, ракушки, листья, камни, семена;

Игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

• Разнообразные сосуды, формы для льда и песка, резиновые груши, шприцы без игл, сито, воронки воздушные шары, трубочки, ватные палочки;

Измерительные приборы: весы, мерные емкости, компас, песочные и механические часы, линейки, пипетки, мерные ложечки;

Прочие материалы: соль, сахар, пищевые красители, мука, магниты;

• Разные виды бумаги и ткани;

Приборы-помощники: увеличительные стекла, лупы, микроскоп, термометр не ртутный;

• Книги познавательного характера;

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• Фартуки, перчатки, шапочки.

Содержание предметно-пространственной среды постоянно обновляется и пополняется с учетом возраста воспитанников и их интересов. Подобрана картотека опытов и игр-экспериментов по возрастам в соответствии с темами экспериментов («Вода», «Воздух», «Песок», «Звук», «Магнитные силы»). Дети могут сами проводить эксперименты по готовым картинкам-схемам, фиксировать результаты и делать выводы.

Большое значение в осуществлении экспериментирования с дошкольниками имеет и вовлечение в работу по данному вопросу родителей. Для формирования у родителей представления о важности детского экспериментирования, необходимости поощрять стремление ребенка узнавать новое, выяснить непонятное мы в своей работе используем различные методы информирования : индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы по данной теме. В результате заинтересованность детей и родителей переросла в процесс совместной экспериментальной деятельности в домашних условиях. Родители также принимают участие в обновлении предметно-пространственной среды и оборудования в уголке экспериментирования. С их помощью собрана коллекция семян растений, ракушек и других природных материалов.

Систематичность детского экспериментирования успешно обеспечивает развитие познавательной активности детей. Через опытно-исследовательскую деятельность дети самостоятельно получают ответы на возникающие вопросы. Кроме того, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе проделанных опытов. Предоставляя детям возможность экспериментировать, мы побуждаем их к исследовательской деятельности, что в дальнейшем позволит им моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях и впечатлениях. И чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Отметим и положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу, на развитие творческого начала, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общей двигательной активности. Конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в раннем возрасте ребенка целенаправленно подготовили к экспериментальной деятельности, он успешно поднимается на более высокий уровень, приобретая способность накапливать и расширять представления об окружающем мире.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2022 в 23:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД