Ирина Гурова
Дидактическая логопедическая игра «Божьи коровки» для автоматизации и дифференциации [Ш] и [Ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию игровой материал, с помощью которого можно провести несколько увлекательных игр, направленных на автоматизацию, а затем дифференциацию звуков [Ш] и [Ж]. Это звуковые «Божьи коровки». Изготовить игру очень легко. Для этого нужен цветной картон, распечатанные предметные парные картинки на звуки [ш] и [ж], ножницы и клей. Количество картинок может быть разным. Я подготовила по 16 пар картинок на каждый звук (всего по 32). Кстати, картинки можно взять и из других готовых игр (лото, мемори и т. д., и не только имеющие в названии указанные звуки, но и другие, над автоматизацией которых необходимо работать в данный момент.
Публикация «Дидактическая логопедическая игра „Божьи коровки“ для автоматизации и дифференциации [Ш] и [Ж]» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Игры, дидактические пособия
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2024
Сначала нужно вырезать из картона детали для каждой божьей коровки (спинку, голову, глазки, ротик, 6 лапок, затем склеить их. У одной божьей коровки глаза зелёного цвета, а у другой – синего. Отдельно вырезать чёрные круги (точки) на спинки. Затем нужно вырезать и наклеить на картон картинки, при желании – заламинировать их. С обратной стороны картинок наклеен чёрный картон.
Цель: автоматизация звуков в словах и фразах.
Задачи:
- продолжать учить произносить автоматизируемые звуки в словах и фразах;
- упражнять в дифференциации звуков [ш] и [ж] в произношении;
- упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными в роде;
- расширять, уточнять словарный запас;
- развивать умение запоминать расположение предметов (картинок);
- способствовать развитию зрительного гнозиса, внимания, памяти, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия;
- развивать пальчиковую моторику.
Варианты игр и игровых упражнений:
Мемори «Подарки от божьих коровок»
В этой игре используются обычные общепринятые правила «Мемори». Отличием является то, что картинки не переворачиваются, как в обычной игре, а закрываются чёрными кругами. То есть, при раскладывании картинок ребёнок как бы конструирует божью коровку, составляет ей узор на спинке. Количество картинок может быть разным в зависимости от возможностей ребёнка. В игру можно играть несколько раз (используя разные картинки).
В игре участвуют чаще всего два игрока, например, ребёнок и взрослый (логопед или воспитатель) или два ребёнка. Вначале логопед предлагает ребёнку назвать все картинки с определённым звуком и к каждой подобрать пару. Это обеспечивает проговаривание звука в словах, и в словосочетаниях («две шляпы», «два шкафа» и т. д.).
Затем взрослый предлагает расположить картинки на спинке божьей коровки, запомнить, где они находятся и закрыть их (украсить) чёрными точками.
В такой игре сначала можно использовать одну божью коровку, потом, в качестве усложнения уже две. При этом картинки из пары могут располагаться где угодно – на одной божьей коровке или на разных.
Далее игра продолжается: игроки по очереди открывают по две картинки, снимая чёрные круги. Задача каждого ребёнка – открыть как можно больше пар. Если получилось обнаружить под кружками пару, то ребёнок забирает картинки себе – это подарки божьей коровки. Побеждает игрок, у которого оказалось наибольшее число подарков. Конечно же, дети называют все картинки, которые «получают в подарок». Это могут быть как существительные во множественном числе, например, «шапки», «шубы», так и словосочетания – «две шапки», «две шубы».
Игровое упражнение «Украшаем божью коровку» («Справа-слева»)
В этой игре логопед даёт инструкции, по которым ребёнок раскладывает картинки на спинке божьей коровки. Инструкции могут быть одноступенчатыми, например. «Положи шарф справа». «Положи шапку слева». Инструкции могут быть двухступенчатыми: «Положи карандаш справа, а машину слева» и т. п. После того, как все инструкции выполнены, взрослый предлагает ребёнку запомнить, что где находится и закрыть все картинки чёрными кругами. Задача ребёнка – правильно вспомнить (найти) все картинки и назвать их. Варианты заданий могут быть разными:
- Что у божьей коровки слева?
- Что находится справа?
- Где шарф? (и так о других предметах)
- Что здесь? (под этой точкой).
Игровое упражнение «Прятки»
1 вариант. Взрослый и ребёнок раскладывают картинки на божьих коровках так, чтобы одна картинка из пары была на одной из них, а вторая на другой. Количество картинок можно варьировать. Затем взрослый называет картинки, например «шапки». Задача ребёнка – найти и перевернуть эти картинки двумя руками. Так у божьих коровок появляются точки. Когда много картинок уже закрыто, игра становится намного легче. Поэтому можно предложить ещё один, более сложный способ – не переворачивать, а просто показывать картинки указательными пальчиками обеих рук.
2 вариант. Этот вариант аналогичен первому, но сложнее. Взрослый называет два разных предмета. Ребёнок переворачивает соответствующие картинки обеими руками одновременно слева и справа. Игру также можно ещё усложнить, как и в предыдущем варианте (просто показывать, а не переворачивать картинки).
Пары картинок произносятся взрослым быстро, и задача ребёнка – успевать переворачивать или показывать их.
С материалом игры можно провести множество других занимательных заданий. Желаю Вам успехов!