Лариса Мелентьева
Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому трудно разобраться во всем этом многообразии, он нуждается в помощи взрослого (воспитателя). В структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования немалая роль отводится сенсорному развитию ребенка. Дети, имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата не имеют достаточный сенсомоторный опыт, испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы. Одной из форм сенсорного воспитания является дидактическая игра. В ней развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе игровых действий. В своей работе по сенсорному воспитанию я использую как готовые игры, так и сделанные своими руками. Целью данных игр является формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Дидактическая игра «Разноцветные полянки»
(для детей младшей группы)
Задачи:
1. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету (красный -синий; желтый - зеленый)
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета в процессе зрительного соотнесения разнородных предметов с цветом образца.
3. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4. Развивать умение фиксировать в речи название цвета предметов.
Оборудование: круги красного, синего, желтого, зеленого цвета; прищепки с бабочками того же цвета что и круги.
Методические рекомендации:
Воспитатель показывает круги красного и синего цвета. Поясняет, что это полянки красного и синего цвета. Затем показывает прищепки с бабочками красного и синего цвета и объясняет, что бабочки и полянки одинакового цвета и если посадить бабочку красного цвета на красную полянку (прикрепляет прищепку с бабочкой красного цвета на красный круг, то она спрячется. А если прищепку с синей бабочкой прикрепить на синюю полянку (демонстрирует) она тоже спрячется.
Затем педагог приглашает по очереди детей и предлагает каждому разместить 2 прищепки с бабочками разного цвета на полянки того же цвета что и бабочки.
После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.
Усложнение:
1. задание выполняется с более близкими цветовыми сочетаниями красный – желтый; синий – зеленый.
2. Дети выбирают объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
Дидактическая игра «Найди фигуру».
(для детей средней группы)
Задачи:
1. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, с цветами (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый).
2. Развивать целенаправленное, осмысленное восприятие формы и цвета геометрических фигур в процессе зрительного соотнесения их с образцом.
3. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками и геометрическими фигурами разного цвета.
4. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
5. Развивать умение использовать в речи прилагательные обозначающие цвет предметов и существительные обозначающие названия геометрических фигур.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
Оборудование:
1. Прищепки с геометрическими фигурами разного цвета
2. Сменные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый)
3. Круги, разделенные на 2- 3 спектра:
• Красный, желтый, оранжевый;
• Синий, зеленый, фиолетовый;
• Серый, белый.
Методические рекомендации:
Педагог предлагает посмотреть на круг, который она принесла. Поясняет детям, что это не просто круг, а колесо обозрения. Обращает внимание что круг-колесо разделен на части. Просит назвать какого цвета эти части. Говорит, что на колесе обозрения любят кататься геометрические фигуры. Просит назвать детей, какие фигуры катаются на каждой части круга, и какого они цвета. Дальше показывает еще геометрические фигуры и просит детей тоже их покатать. Педагог приглашает поочереди детей и предлагает поместить прищепку с геометрической фигурой на подходящую часть круга. После того как ребенок прикрепит прищепку с фигурой педагог уточняет у ребенка на звание геометрической фигуры и цвет выбранной фигуры.
Вариант:
1. Фигуры на круге могут быть все одинаковые (например, все круги, но разного цвета.
2. Часть геометрических фигур на прищепках могут быть другого цвета, чем те, что на круге. Ребенку необходимо будет отобрать только фигуры соответствующие цветам круга.
Геометрические фигуры можно менять в зависимости от условия задания.