Марина Маркина
Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация
звуков [Р]-[Л];
Задачи:
1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л], упражнять в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры со звуками Р, Л.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематический и фонетический слух.
3. Развивать внимание память дошкольников.
4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Публикация «Конспект ОД „Дифференциация звуков [р]-[л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Оборудование и инвентарь: ноутбук, предметные картинки, карандаши.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход ООД:
Положительный настрой на ООД:
- Ребята, давайте вспомним с вами главное правило:
Все:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Развитие общей моторики.
На горах высоких, Руки поднимают вверх.
На степном просторе, Руки разведены в стороны.
Охраняет нашу Родину
солдат, Рука приложена к голове, как
у солдата, отдающего честь.
Он взлетает в небо, Руки вверх.
Он уходит в море, Приседают.
Не страшны защитнику, дождь и снегопад. «Отдают честь».
Организационный момент: (на сцене лежит посылка)
- Ребята посмотрите, а что это за сюрприз лежит на нашей сцене? (посылка)
А как узнать от кого эта посылка? Правильно прочитать. Давайте прочитаем, от кого пришла посылка?
Ой, ребята, но здесь ничего не написано. Только написано Кому: ребятам подготовительной группы №1 «Детский сад №28». Давайте откроем и посмотрим, что в ней находится. (предлагаю одному из детей открыть посылку)
Ребята, посмотрите, что это? (письмо). Послушайте, что в нем написано (чтение письма)
Письмо: Здравствуйте ребята! А знаете ли вы, что скоро будет праздник День Защитника Отечества. Вы вырастите, и тоже будете защищать нашу Родину. Защищать Родину могут не только мальчики, но и девочки. Я знаю, что недавно вы изучили два звука [Р]-[Л] и хотел бы узнать, как вы запомнили эти звуки и умеете их различать. Я приготовил вам испытание, каждое на отдельной звезде, за каждое выполненное задание вы получаете серебряную фишку. Если справитесь со всеми заданиями - узнаете от кого посылка.
- Ребята мы готовы к испытаниям? Вперёд!
- Ребята кто такой солдат? (боец, воин)
- Правильно это боец, воин.
-А каким должен быть солдат? (Солдат должен быть храбрым, умным, смелым и т. д.)
- Да он храбрый, мужественный, отважный.
- Ребята, давайте сегодня на занятии мы станем с вами солдатами, которые охраняют нашу Родину. Любой солдат, что бы быть сильным каждый день делает разминку и не только для рук, ног, но и для пальцев, приготовьте свои пальцы
Возьмите наши маленькие ё жики: (Техника «Су-джок»)
Я мячом круги катаю,
взад-вперед его гоняю,
им поглажу я ладошки
а потом сожму немножко,
каждым пальчиком прижму
и другой рукой начну,
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
- Молодцы ребята, с разминкой вы справились, положите мячи в корзину.
Руки размяли, приступаем к массажу лица: положите указательные пальцы на нос сделайте круговые движения, а теперь проведём всеми пальцами от носа к щекам, бороде и шее (2-3 раза). Дальше от носа к бровям - щёки – уши.
Молодцы и с массажем справились!
Разминка закончена, мы можем приступить к нашим основным заданиям.
1. Задание. : Выполнение артикуляционных упражнений.
- Посмотрите, что у меня в руках? (кубик).
- Для чего он нужен? (для выполнения упражнения для языка)
- Правильно. Это кубик с артикуляционными упражнениями. Давайте станем в круг и будем по очереди передавать и выполнять упражнения. (выполнение упражнений)
- Молодцы ребята, с первым заданием все справились. Получайте свою первую серебряную фишку (фишки складываем в коробку).
2. Задание: произнесите звуки и сыграйте в игру «Чего не стало?»
Нам нужно произнести звуки Р и Л сначала тихо р-р-р-р. л-л-л-л, а затем громко. (Объяснение техники выполнения задания)
- Дальше предлагаю вам сыграть в игру «Чего не стало?» (игра проецируется на экран)
- У меня 6 картинок, посмотрите внимательно на эти картинки, запомните их. А теперь отвернитесь. Повернитесь и посмотрите, каких картинок не стало? (нет ружья, нет лопаты)
- Какой первый звук в слове Ружьё – [р] правильно. – где находится звук [р] - в начале слова. Скажите, какой это звук? Правильно согласный, звонкий, твердый. Как у нас расположены губы – в улыбке. Где находится язык – за верхними зубами и дрожит, воздушная струя сильная.
-Какой первый звук в слове лопата – [л] правильно. – Где находится [л]? Молодцы в начале слова. Какой это звук? Правильно согласный, звонкий, твердый. Как у нас расположены губы – в улыбке. Где находится язык – за верхними зубами. Молодцы, и со вторым заданием все справились.
- Возьмите свою заработанную фишку.
3. Задание: (действия группой) Игра «Угадай звук на слух»
Ребята, нам нужно разделится на две группы. Первая группа - Это [р], вторая –[л]. Я называю слова, если вы услышали слово, в котором есть [р], то ваша группа топает. если вы услышали слово в котором есть [л], то ваша группа хлопает.
( Слова: ружьё, лётчик, солдат, моряк).
- Молодцы, ребята, вы снова на отлично справились с заданием, получайте фишку.
4. Задание: Игра «Наоборот» (Замени Л на Р, а Р на Л) (игра проецируется на экран)
Лак — рак розы — лозы
Лов — ров ложь — рожь
Ложки — рожки жил — жир
Полы — поры пир — пил
- Молодцы, ребята, у вас все вышло правильно, получайте фишку.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в игру «Пограничник»
Физкультминутка.
Возле детского двора Дети стоят в круге и
держатся за руки.
Снега целая гора. Все вместе поднимают
руки вверх.
Мы на той горе вчера,
Были с самого утра.
В пограничников играли,
Землю нашу охраняли.
Землю нашу охраняли. Идут друг за другом, мар-
шируя.
- Приступим к дальнейшему выполнению заданий.
5. Задание: Игра «Подели слова на слоги».
Приготовили ладошки: Пог-ра-нич-ник, Ра-кет-чик, лёт-чик, мо-ряк.
Молодцы, и это задание вы с легкостью прошли, поэтому получайте еще одну фишку.
6. Задание (индивидуальная работа детей) Игра «Соедини картинки с заданным звуком»
- Нам нужно определить и соединить между собой картинки, в которых есть [р] или [л].
Посмотрите, у нас все детали собраны, давайте развернём каждую деталь, Что это? (это пазл)
- Соединим детали между собой. Что изображено на пазле? (собака). Так от кого же наша посылка? Вы догадались? (от собаки).
- Правильно, предлагаю вам послушать рассказ:
Собака – санитар
Солдат был тяжело ранен в ногу. Он потерял много крови, упал и долго лежал без сознания. Когда он очнулся, то услышал: кто-то рядом фыркает. Раненый солдат увидел собаку. Собака радостно залаяла. Это была собака – санитар. На спине у неё была санитарная сумка с красным крестом. В ней были лекарства, бинт… Раненый открыл сумку, достал бинт, йод, обработал и перевязал рану. Собака убежала и скоро вернулась с санитарами. Раненого положили на носилки и доставили в госпиталь. Скоро солдат выздоровел. Так собака-санитар спасла раненого солдата.
Вы знаете кто такая собака-санитар? Что она делала? Что случилось с солдатом? Кто пришел на помощь солдату? Кого солдат должен благодарить?
Ребята, вспомните рассказ про собаку и скажите, встречались ли нам слова в тексте [р] или [л]? Назовите эти слова.
Подведение итога ООД:
- Вспомните, ребята, чем мы сегодня занимались? (выполняли задания)
- А какие звуки присутствовали в каждом задании? ([р] или [л])
- Как вы считаете, кто сегодня был самым активным солдатом? Почему вы так считаете?
Кого можно назвать защитником Отечества?
(оценка работы детей учителем-логопедом)
- Молодцы, ребята, сегодня вы меня очень порадовали своими правильными ответами, за это я награжу вас сладкими призами.