Елена Икрянникова
Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш.
ЦЕЛИ:
• Укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики;
• Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях; упражнять детей в различении этих звуков на слух и в произношении;
Публикация «Дифференциация звуков [С] — [Ш], Буква Ш, Конспект логопедического занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Продолжать формировать фонематический слух детей; упражнять в делении слов на слоги и проведении звукослогового анализа слов;
• Познакомить детей со зрительным образом буквы Ш;
• Развивать мелкую моторику рук при печатании букв;
• Развивать познавательную активность и коммуникационные умения у детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка «пес Шарик», индивидуальные прописи, картинки к артикуляционной гимнастике, профили звуков [С] – [Ш], предметные картинки, 9 ромашек с картинками посредине, 3 вазы, мяч, схемы слов-3 шт., картинка собаки, карточки с буквами С, Ш, символы звуков : змея, проколотый мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ОРГ. МОМЕНТ.
А) психологический настрой.
- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят, наши ушки внимательно слушают и все … (слышат, наши головы хорошо… (думают).
Б) - Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, и он будет помогать мне вести занятие. Угадайте, как его зовут? (показ картинки)
- Правильно, это пес Шарик. А из какого мультфильма он пришел? («Каникулы в Простоквашино»)
- А помните, что больше всего Шарик любил делать в мультфильме? (охотиться)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
- Назовите последний звук в слове «пес»?
- Назовите первый звук в слове «Шарик»?
- Сегодня на занятии пес Шарик предлагает вам поохотиться на звуки [С] и [Ш], вспомнить как пишется буква С и познакомиться с новой буквой Ш.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) - Для охоты необходимо подготовиться. Шарик предлагает вам потренировать язычок, выполнить артикуляционную гимнастику «прогулочную». (с показом картинок)
• язычок гулять выходит. (упр. «лопаточка»)
• кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам (упр. «часики»)
• смотрит, как расческа - зубы
Нам причесывает губы («покусаем губки»)
• видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке. («улыбка»)
• а теперь наоборот:
губки тянутся вперед. («хоботок»)
• язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом. («маляр»)
• на качелях оказался.
Вверх взлетел и вниз спускался. («качели»)
Б) артикуляция и характеристика звуков.
- Итак, начинается «охота» на звуки. Послушайте стишок от Шарика про звук [С].
«Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси» (показ профиля звука)
- Произнесите этот звук ССС…. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим С? (губы в «улыбке», зубы «заборчиком», кончик языка упирается в нижние зубки и в ладошку идет холодный воздух)
- Давайте дадим характеристику этому звуку : гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (С-согласный, глухой, твердый)
- Когда можно услышать звук [с]? (рядом с профилем вывешивается символ звука)
- Следующее стихотворение от Шарика про звук [Ш]
«Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш» как шелк шуршал».
- Произнесите звук Ш. Губы, в каком положении? («трубочкой») Зубы? (сближены) А язычок принимает форму … («чашечки»). Дуем на «чашечку» и получается звук Ш.
- Когда можно услышать звук [ш]? (змея шипит, гусь)
- Попробуйте сами дайте характеристику звуку Ш.
- Почему он согласный? (произносится с шумом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду) Почему он глухой?
- Характеристики этих звуков абсолютно одинаковые, но звуки-то разные. Чем же они все-таки отличаются, посмотрите на профили? (положением язычка, при произношении С – язык внизу, при Ш – язык вверху)
В) игра «Узнай (поймай) звук»
- Приготовьте ладошки, мы устраиваем «охоту» на звук С. Как только услышите этот звук ловите его в ладошки. Будьте внимательны! Так какой звук будете ловить?
А, К, С, С, Н, Ш, С, У, Ш, С, С, С, Д, С; СА, НО, ДА, СЫ, СУ, ЖИ, ТА, АК, ШО, УС, СО, СЫ; СОК, МАСКА, ШУБА, КОСТЬ, ЕЛЬ, УШИ, УСЫ, СТОЛ, КНИГА, РУКА, СУП, РОГА и т. д.
Г) «охота» на слоги
- Пес Шарик предлагает поиграть с мячом в игру «Повтори не ошибись», кому я брошу мячик будет нужно повторить за мной слоги именно так, как я скажу:
СА-СА-ША ШО-ШУ-СА СА-СЫ-СУ
ШУ-СО-ШО СЫ-ШИ-ША СО-АШ-ОШ
УС-АС-ИС ИШ-АШ-ШО СА-ША-СА
- Молодцы, порадовали Шарика!
Д) «охота» на слова
- Однажды жарким летним днем Шарик отправился поохотиться в лес. Но в зверей ему стрелять было жалко и вместо этого вот, что он сделал:
Шарик по лесу гулял
И букет цветов набрал.
Посмотрите-ка: цветы –
Небывалой красоты.
У цветочков в серединке –
Нарисованы картинки. (показ цветов)
Вазы тоже непростые
Всюду – символы звуковые (расставляю вазы)
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем.
Это, может, и несложно,
Только нужно осторожно
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку нужно называть
И к слову вазу подбирать.
(дети выходят по одному, берут цветок (всего их 9, ваз 3, называют картинку и говорят, какой звук встречается в этом слове [С] или [Ш] или нет этих звуков и ставят в вазу с соответствующим символом. В каждой вазе должно быть по 3 цветка)
Ну что ж, вы выполнили это –
Какие яркие букеты!
Давайте мы на них взглянем
И вновь картинки назовем.
- (хором называем картинку и затем индивидуальные вопросы по поводу положения звука в слове : начало, середина, конец)
ФИЗМИНУТКА
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До неба дотянусь.
Е) звукослоговой анализ слова
- Взял Шарик один букет и решил, что подарит его своей подружке. А кто подружка у пса?
- Правильно, собака.
- Давайте поиграем со словом «СОБАКА».
- Определите количество слогов в слове «собака». (3 слога)
- Назовите 1-ый слог? 2-ой? 3-ий?
- Сколько звуков в первом слоге, назовите их. (а я обозначаю звуки кружочком на слоговой схеме) Дайте характеристику этим звукам.
- Сколько звуков во 2-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.
- Сколько звуков во 3-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.
- Сколько всего получилось звуков в слове? (6)
- Давайте напишем это слово на доске и повторим изученные буквы.
- Какая цветовая схема из предложенных подходит к слову «собака»?
(даны 3 схемы, по характеристике звуков : 1 схема: СинийКрасныйСКСК,
2 схема: ЗеленыйКСКСК, 3 схема: СКСКС)
- Придумайте предложения со словом «Собака», стремитесь, чтоб предложения были большие, состояли из 4-5 слов.
(Большая, рыжая собака грызет кость. Когда к нам пришли гости, собака залаяла. Наша собака родила трех маленьких щенков. Мама пошла выгуливать нашу собаку….)
Ж) знакомство с буквой Ш.
- Пришло время, ребята, познакомиться с буквой Ш и показать Шарику с какой буквы начинается его имя. Но сначала скажите мне, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем, пишем)
- Звук [ С ] обозначается на письме буквой С. С ней вы уже знакомы. Найдите и покажите эту букву в алфавите.
- Звук [Ш] обозначается вот такой буквой Ш. (показ карточки).
Вертикально три палочки я положу
А внизу четвертую ровно провожу.
- Из скольких элементов состоит буква Ш?
- На что похожа буква Ш? (на зубья у ковша экскаватора; Ах табуретка хороша, перевернул и буква Ш; Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл)
- Найдите и покажите в алфавите букву Ш.
- Постройте из пальцев букву Ш.
- Сейчас вы будете печатать букву Ш в прописи, но перед этим надо размять пальчики. Пальчиковая гимнастика.
- Мама, мама!
-Что? Что?
- Гости едут.
- Ну и что!
- Здрасьте, здрасьте!
- Чмок, чмок.
- Здрасьте, здрасьте!
- Чмок, чмок, чмок.
- Откройте прописи, найдите букву Ш, рассмотрите рисунки, которые там нарисованы. Сначала обведите букву по точкам.
ИТОГ.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Какая характеристика этих звуков? (согласные, твердые, глухие)
- Какую новую букву изучили?
- Кто нам помогал вести сегодня занятие?
- Давайте на прощанье подарим Шарику подарки, но в названиях подарков должны быть звуки [С] или [Ш].
- Молодцы! (оценка деятельности детей)