Получи документы

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет

Гулина Людмила Михайловна
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет»

Гулина Л. М., воспитатель,

1 квалификационная категория

г. Моршанск

2022

Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

В настоящее время все чаще у детей дошкольного возраста наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приемов, развития речи детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Наиболее трудный вид монологической речи - это описание. Здесь поможет мнемотехника.

Например, чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Успешность составления рассказа - описания зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.

В средней группе мы постепенно подводим детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний и продолжаем обучать детей пересказу литературных произведений.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз.

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Т. е. Алгоритм работы по пересказу литературного произведения, следующий:

-Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

-Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

-Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

-Коллективный пересказ.

-Самостоятельный пересказ текста.

-Анализ самостоятельных пересказов детей.

Огромную роль в речевом развитии ребенка играет поэзия. Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В среднем возрасте увеличивается объем стихотворения. Они становятся более сложными по содержанию и форме.

Принцип построения мнемотаблицы для заучивания стихов остается прежним, но картинки также становятся более схематичными, не всегда цветными, и зачастую предложенными детьми. Заучивания стихов с использованием мнемотехники происходит по следующему алгоритму

Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:

1. Выразительно прочитать стихотворение.

2. Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Таким образом, применение технологии мнемотехники в среднем возрасте приводит к накапливанию определенного запаса слов, который содержит все части речи; к овладению ребенком основными грамматическими формами. Развиваются сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных. В речи отражаются различные связи, выраженные через союзы.

Происходит совершенствование диалогической и монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и начальными элементами творческого рассказа. Можно сказать, что Использование мнемотехники является одним из самых эффективных методических приемов при формировании связной речи дошкольников.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 19 августа 2023 в 19:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД