Получи документы

Воспитанность, как основной показатель эффективности коррекционно-развивающего процесса в детском доме

Светлана Королева
Воспитанность, как основной показатель эффективности коррекционно-развивающего процесса в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено - как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.

Публикация «Воспитанность, как основной показатель эффективности коррекционно-развивающего процесса в детском доме» размещена в разделах

Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.

Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.

Исходя из этого одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед нами серьезные задачи нравственного воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, не критичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки. Ведь «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы его воспитателей.

В процессе воспитания ребенка с дефектом воспитатель должен организовать свою работу в русле основных видов его деятельности, т. к. «аффективные и познавательные компоненты, а также усвоенные формы и способы поведения» в конечном счете и образуют тот высший синтез, который, по словам Л. С Выготского, с «полным основанием должен быть назван личностью ребенка».

Путь формирования личности ребенка пролегает через культурное развитие, основанное на употреблении знаков, их использование во внешней социальной форме, а затем и во внутренней. Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо «создание обходных путей культурного развития умственно отсталого ребенка» (Л. С. Выготский).

Нарушения в развитии личности ребенка наиболее удалены от основного (первичного) дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.

В основе воспитания личности находится, прежде всего, работа по формированию мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением ребенка.

Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь как средство поддержания с ним положительных отношений. Но поскольку одобрение, ласка, получаемые ребенком за хорошее поведение, приятны ему, постепенно выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное.

Сформированность мотивационной сферы, возникающая соподчиненность мотивов придают определенную направленность всему поведению, различным видам деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и т. д. Ведь именно мотив определяет характер поведения ребенка, именно широкий диапазон мотивов способствует разнообразию видов деятельности, через которые и формируется личность.

Реально действующий мотив поведения - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки.

Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.

Одна из главных целей работы с особыми детьми - своевременное формирование нравственных понятий:

Что такое хорошо – что такое плохо,

Что есть добро, а что зло,

Что можно и что нельзя,

Что ты обязан делать, а что нет и т. д.

Понятие нравственно-этическое воспитание включает в себя такие основные темы :

«Вежливость и культура речи»

«Внимательность, точность, обязательность»

«Правила поведения на улице и в общественных местах»

«Поведение на природе»

«Правила поведения в школе»

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения.

Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

- Пример взрослого, прежде всего воспитателя.

- Единство требований всех педагогов. Ведь общая цель всех сотрудников – хорошо воспитанный, культурный человек.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или со сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно взять ложку в руку.

3. Воспитывающие ситуации : создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, играть в настольную игру или смотреть мультфильмы.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко, осуждение воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку. Им могут быть воспитатель, няня, знакомый взрослый, ребенок, герои сказок, рассказов, кино.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Еще одним важным аспектом работы с детьми есть стремление создать такую атмосферу общения, чтобы ребенок смог эмоционально сопереживать всему тому, о чем идет речь на воспитательном занятии. Здесь надо руководствоваться тем, что нравственное и эмоциональное для умственно отсталых детей всегда идут вместе.

Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне. Если нам удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что мы хотим ему сказать.

Еще очень важно, чтобы весь режим детского дома, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данные задачи, воспитатели, создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности, воспитанности детей.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в театральную страну» Конспект Коррекционно-развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей логопедической группе детского сада (5-6.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Посылка от Буратино» с детьми подготовительной к школе группыКонспект коррекционно-развивающего занятия «Посылка от Буратино» с детьми подготовительной к школе группы Цель: развитие и коррекция психических процессов и эмоционально - волевой сферы. Задачи: 1) Корректировать психические процессы (концентрации.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитанность, как основной показатель эффективности коррекционно-развивающего процесса в детском доме
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 08:35
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитанность, как основной показатель эффективности коррекционно-развивающего процесса в детском доме» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Королева (УИ 1946243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД