МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет

Инесса Станиславовна Тараруева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Ритмическая мозаика»

Направленность: спортивно-оздоровительная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся : 5-8 лет

Срок реализации: 1 год

Дополнительная образовательная программа «Ритмическая мозаика» составлена на основе «Положения об организации дополнительного образования», в соответствии с годовым календарным учебным графиком по ДО на 2021 - 2022 уч. год.

Актуальность:

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Ритмическая мозаика“ для обучающихся 5–8 лет» размещена в разделах

Движение и ритм – это жизнь. Музыка и движение обладают огромными возможностями для полноценного гармоничного физического и духовного развития ребенка.

Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений, происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, речевой, письменной). Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.

Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Целевая аудитория программы, условия приема учащихся.

Программа предназначена для детей 5 – 8 лет (воспитанников детского сада и учащихся начальной школы). Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка.

Характеристика возрастных особенностей, обучающихся :

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством ритмопластики; содействовать всестороннему развитию воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.

Программа направлена на решение следующих задач:

Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

• развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений;

• развитие гибкости и пластичности;

• воспитание выносливости, развитие силы;

• формирование правильной осанки, красивой походки;

• развитие умения ориентироваться в пространстве;

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

• развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Реализация перечисленных задач будет успешной при соблюдении следующих условий:

• мотивации детей к активности в музыкально – ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку);

• партнерских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей;

• использования лучших образцов музыкально – ритмического репертуара на основе народной, классической,

высокохудожественной детской современной музыки

Направленность программы : спортивно-оздоровительное

Формы обучения : очная

Методы и средства обучения и воспитания :

• Наглядный

• Практический

• Словесный

• Игровой

• Познавательно-исследовательский

• Слуховой

Режим занятий, объем и срок реализации:

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком, соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин).

Занятия по дополнительной образовательной программе «Ритмическая мозаика» проводятся 1 час в неделю по 30 минут, 34 часа в течение 1 (одного) года.

Уровень обучения : базовый

Дистанционное обучение применяется с целью индивидуального обучения учащихся, пропустивших занятия по болезни, или другим причинам, а также в условиях ограничительных мероприятий. Дистанционное обучение осуществляется

с применением сервисов сети Интернет:

электронная почта;

платформа Google Класс;

платформа Zoom;

Программа не реализуется в сетевой форме.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ Основные характеристики образовательного процесса

1 Количество учебных недель 34

2 в первом полугодии 17

3 во втором полугодии 19

4 Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) 01.09.2021

5 Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) 30.05.2021

6 Количество учебных часов одного учащегося в неделю 1

7 Количество учебных часов на одного учащегося в год 34

8 Форма организации образовательного процесса очно

Тематическое планирование

№ Тема Всего часов Теория Практика Форма аттестация (контроль) Ожидаемый результат

1 Развитие музыкальности. 6 1 6 Педагогическое

наблюдение

2 Развитие двигательных качеств и умений. 6 1 5 Фиксация в карте

диагностики

3 Развитие умений ориентироваться в пространстве. 4 1 3 Наблюдение,

положительная

оценка

4 Развитие творческих способностей. 6 1 5 Игровые формы

контроля

5 Развитие и тренировка психических процессов. 6 1 6

6 Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности. 5 1 4 Анализ

поведения

учащихся в

игровой ситуации

7 Подведение итогов занятий. 1 1 Открытое занятие

Содержание курса

Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями, а также вариации, рондо;

• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др., марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп, поскок "легкий" и "сильный" и др. ; общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т. д.); плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).

Развитие творческих способностей:

• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с детьми;

• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т. д.);

• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д.

Ожидаемые результаты обучения

• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• У ребенка развита культура слушательского восприятия.

• Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, о творчестве разных композиторов.

• Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

• Активен в танцевальных импровизациях. Самостоятельно исполняет ранее знакомые танцевальные композиции.

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое и информационное обеспечение, помещение, инвентарь в соответствии с СанПиНом.

.• тематические подборки иллюстраций, фотографий,

• методическая литература,

• разработки занятий,

• аудиоматериалы,

• видеоматериалы на DVD,

• сценарии отчетных концертов,

• различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты, необходимые для постановки сюжетных танцев.

Технические средства обучения :

-Музыкальный центр

-Фонотека

-Видеопроектор

-Ноутбук, колонки

Наглядный материал:

- Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты.)

-Портреты композиторов

-Маски

-Театральные костюмы

Дидактические пособия:

- Музыкально-дидактические игры («Игры с картинками», «Гусеница», «Паровоз», «Кукушка», «Курицы», «Баю-баю», «Две тетери», «Серенькая кошечка», «Музыкальный домик», «Горошина», «Качели», «Эхо», «Листопад», «Кузнечик», «Баба Яга», «Птица и птенчики», «Мишка и мышка», «Чудесный мешочек», «Курица и цыплята», «Петушок большой и маленький», «Угадай-ка», «Кто как идет?», «На чем играю?», «Громкая и тихая музыка», «Узнай какой инструмент», «Колпачки», «Солнышко и тучка», «Грустно-весело»).

Музыкальные инструменты:

-Бубны

-Гитара

-Колокольчики

-Погремушки

-Деревянные ложки

-Барабаны

-Маракасы

-Деревянные палочки

-Балалайки

В ходе работы с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей применяется следующее оборудование:

Набор деревянных музыкальных инструментов, ударных музыкальных инструментов;

Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики пальцев рук: платочки, шарфики, ленты, флажки, цветы, осенние листочки;

Оборудование, необходимое для развития у детей внимания, ориентировки в зале: обручи, мячи, игрушки, кегли;

Предметы для развития координации движений, выразительности движений, освоения танцевальных элементов: платочки, мячи, цветы, погремушки, колокольчики, бубны, обручи.

Учебно-методические и информационное обеспечение программы

• Буренина А. И. Ритмическая мозаика-3, Программа по ритмической пластике для детей 4–7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС

• Барышникова Т. Азбука хореографии. М. : Рольф, 2000 г.

• Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. СП 2011 • Гогоберидзе А. Г, Михайлова З. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детство. СП 2011г 1г.

• Васильева Т. К. Секреты техники танца. С. -Пб. Диамант, 1997 г.

• Диниц Е. В. Азбука танца. Донецк: АСТ, 2004 г

• Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. М., 2001 г.

• Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. М. : 2003 г.

• Пол Боттомер. Уроки танца. М. : 2004 г.

• Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. С-Пб. 1997г.

Список дополнительной литературы для работы преподавателя

• Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-хкнигах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.

• Суворова Т. И. «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 21:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД