Лучший педагог года

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР «Мир вокруг нас»

Любовь Иванова
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР «Мир вокруг нас»

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Мир вокруг нас» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения:

- формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи программы :

Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы; - формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Окружающий мир», «Музыка и движение».

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» (далее - Программа) разработана на основе АООП вариант № 2 1993 г. под редакцией Дементьевой Н. Ф. и дополнительная общеразвивающая образовательная программа (далее - ДООП) «В гармонии с природой» ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» по содержательной, тематической направленности является социально педагогической, по форме организации - групповая и индивидуально ориентированная, по времени реализации - определяется индивидуально исходя из особенностей психофизиологического развития воспитанников; направлена на развитие игровой деятельности ребёнка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома - интерната, т. е. находящихся в условиях социальной депривации, игра сочетает возможности социального взросления воспитанника и является средством познания окружающего мира. У детей с ограниченными возможностями здоровья знания о социальном окружении узки и неточны, что определяет необходимость проведения целенаправленной работы по их формированию.

Новизна

Основная отличительная особенность программы — сочетание классических подходов к изучению животного и растительного мира с идеями устойчивого развития ребенка через формирование нового экологического сознания личности.

2

Данная программа обеспечивает поэтапное осуществление обучающего процесса, направляемого педагогом в форме групповых и индивидуальных занятий (совместная деятельность педагога и ребёнка).

Актуальность

Актуальность программы определяется тем, что современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при формировании экологического мировоззрения у всех людей, вне зависимости от их уровня развития.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что ее структура и подобранный материал способствует формированию у воспитанников с ТМНР представлений о природе, ее многообразии. Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о природе, ее многообразии.

Задачи:

Обучающие задачи

• способствование формированию экологических знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы;

» способствование формированию временных представлений. Развивающие задачи

» развитие мелкой моторики рук, активизация тактильной чувствительности;

• развитие приемов зрительного и звукового восприятия на основе обследования (смотреть, трогать, нюхать, слушать);

«развивать и корректировать психические процессы: внимание, память, восприятие, речь;

* развивать и корректировать творческие способности;

• развитие у детей умения любоваться природой.

Воспитательные задачи

* воспитывать положительное отношение к занятиям и педагогу; * способствование реализации потребности детей в содержательном и развивающем досуге.

3

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы «Мир вокруг нас».

Отличительной особенностью программы является распределение учебного материала по уровням. Время освоения содержания программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на один год.

Режим и формы занятий

Формы организации деятельности детей на занятиях :

подгрупповая - организация работы в группах;

индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий;

В основу программы легли разработанные занятия, которые имеют свою структуру построения и четко определенные задачи. Форму занятий можно определить как специально организованную деятельность детей, позволяющую стимулировать их творческую активность и самостоятельность.

При реализации программы используются :

- наглядные материалы (рисунки, иллюстрации, фотографии, натуральные предметы, муляжи овощей, фруктов);

- словесные формы (объяснение, описывание, поощрение, использование художественного слова, рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки); - музыкальные и звуковые формы (песенки, потешки, классическая музыка, детские песенки, звуки природы и окружающей среды) Обучение по программе «Мир вокруг нас» и организация совместной деятельности проводится в рамках образовательных областей : - «Окружающий мир»;

- «Музыка и движение».

Учитывая, что данная программа является индивидуально ориентированной, продолжительность и количество занятий в определенный период рассчитывается исходя из нагрузки на одного ребенка. Это от 1-го до 2-х занятий в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут, или определяется воспитателем с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с глубокой степенью умственной отсталостью и ТМНР.

Планируемые результаты освоения программы

Согласно требованиям ФГОС, планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В случае с детьми с глубокой умственной отсталостью и ТМНР дело обстоит сложнее, так как их физический и психический возраст зачастую существенно отличается от паспортного. Поэтому содержание обучения и итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Деятельность педагогов направлена, на достижение воспитанниками результатов, адекватных их индивидуальным возможностям, отвечающих индивидуальным наклонностям и способностям, и учитывающих особые образовательные потребности.

Предметные результаты:

• представление о птицах, диких и домашних животных, их детенышей.

Обучающие будут иметь:

• представление о растительном мире (овощах, фруктах);

• представление о животном мире;

» представление о характерных особенностях времен года, изменениях;

• навыки доступных способов изучения природы (наблюдение за птицами, животными и явлениями природы).

Особенности курса:

Ознакомление с окружающим происходит двумя путями: на занятиях (организованные формы ознакомления с окружающим) и вне занятий (на прогулках, в повседневной бытовой жизни).

В ходе ознакомления с окружающим имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького умственно отсталого ребенка о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать объектом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определяют условия деятельности.

Основные формы и методы обучения- это практические упражнения беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, стихов, рассказов, рассматривание картин, прослушивание народных песенок, музыкальных произведений и музыкальных инструментов.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждое занятие построено так, чтобы оно могло доставить детям радость познания.

5

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

6

п/и

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»

Тема Кол-во часов

30

1 Прослушивание различных музыкальных произведений и музыкальных инструментов

2 Движение под музыку 15 3 Игра на музыкальных инструментах 7 Итого 52

Примерное содержание занятий

Прослушивание различных музыкальных произведений и музыкальных инструментов. (30 часов)

Прослушивание тихого и громкого звучания музыки. Прослушивание быстрой, умеренной и медленной музыки. Прослушивание колыбельной песни и марша. Прослушивание народного фольклора (песенки, потешки, прибаутки) Прослушивание веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Прослушивание высоких и низких звуков. Прослушивание сольного и хорового исполнения произведения. Прослушивание оркестра (народных инструментов, симфонических и др., в исполнении которого звучит музыкальное произведение.

Движение под музыку. (15 часов)

Хлопать в ладоши под музыку. Двигаться под музыку разного характера. Выполнять под музыку действия с предметами (махать предметом и т. п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», наклоны головы и др.).

Игра на музыкальных инструментах. (7 часов)

Тихая и громкая игра на музыкапьном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.

7

п/п

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тема Кол-во часов

1 Окружающий природный мир 30 2 Человек 15 3 Окружающий социальный мир 7 Итого 52

Примерное содержание занятий раздела

Окружающий природный мир. (30 часов)

Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (Представление об овощах. Представление о ягодах.

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных. Представление о диких животных. Представление о птице. Представление о рыбе. Представление о насекомых.

Объекты природы.

Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о лесе. Представление о луге. Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер).

Человек. (15 часов)

Представления о себе.

Идентификация себя со своим именем. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены.

Окружающий социальный мир. (7 часов)

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Представление о предметах мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать, и т. д.) Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка). Представление о городе и транспорте.

8

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Методическое обеспечение программы основывается на основных принципах, положенных в основу занятий:

1. Принцип систематичности и последовательности.

2. Принцип коррекционной направленности.

3. Принцип доступности (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с У О (с ТМНР, создавать наиболее благоприятные условия для их развития).

4. Принцип основы на интерес (занятия должны быть интересны детям).

Программа имеет следующее материально-техническое оснащение: - инструкция по технике безопасности;

- образцы природного материала (камни, почва, семена и т. д);

- сборные игрушки, разрезные картинки, мозаики;

- подборки фотографий сезонных изменений в природе;

- предметные картинки, игрушки;

-набор для аромо-терапии;

-игрушки - животные, муляжи фруктов и овощей;

- шумовые музыкальные инструменты, аудио-проигрыватель, аудиодиски; - подборка дидактических и игровых упражнений;

- иллюстрированные книги, журналы.

В качестве методического обеспечения занятий можно использовать любые разработки по собственному выбору, из рекомендованных Министерством образования РФ.

9

Список литературы:

1. Дополнительная образовательная программа «В гармонии с природой» ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь.», 2019.

2. Разработчики ФГОС обучающихся с ОВЗ «Примерная адаптивная основная образовательная Программа общего образования обучающихся с У О». 3. Н. А. Рыжова Программа «Наш дом-природа», Издательство ООО «Карапуз-дидактика» 2006.

4. О. А. Соломенникова «экологическое воспитание в детском саду», Издательство «Мозайка-синтез», 2008.

5. С. Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком», Издательство «Теривинф» 2016.

6. Проф. Дементьева Н. Ф. АООП второго вида 1993.

7. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг «Обычные семьи, особые дети», Издательство «Теривинф» 2016.

8. О. С. Боярышникова под редакцией А. Л. Битовой «Развивающий уход за детьми с ТМНР», Издательство «Теривинф» 2018

9. Ю. А. Ахтямова, Ю. В. Липес «развивающий уход за детьми с ТМНР», иллюстрированное пособие в 4-х частях, часть № 3 «Позиционирование», часть № 4 - «Организация пространства и оборудование», Издательство «Теривинф» 2018.

10. Сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями», «Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия», Пермь, ПГГПУ 2018.

11. Н. Р. Финни «Ребенок с церебральным параличом», Издательство «Теривинф» 2016.

12. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 10:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД