Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа «Учусь говорить»

Екатерина Зотина
Дополнительная общеразвивающая программа «Учусь говорить»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧУСЬ ГОВОРИТЬ»

Составила:

Зотина Екатерина Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Новокузнецкий городской округ

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка….

3

2. Учебно-тематический план…

9

3. Методическое обеспечение программы… 16

4. Приложение…. 19

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Учусь говорить“» размещена в разделах

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последние годы все больше и больше детей младшего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Что же делать, если ребенок предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Важно оказать своевременную логопедическую помощь. Эффективность коррекционной работы с детьми младшего возраста обусловлена ранним выявлением речевой патологии, точностью диагностики, своевременной, качественной коррекцией, с учетом компенсаторных возможностей. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, речевое развитие у детей трех – четырех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти годам приблизится к возрастным нормам.

Разработка дополнительной программы «Учусь говорить» представляет полноценное методическое обеспечение для создания условий дополнительного образования в ДОУ.

Содержание и организация развивающих занятий, составленные по лексической тематике, содержат задания по расширению и активизации словаря, обучению словоизменению, формированию правильного построения фразы. Для составления предложений и рассказов широко используются картинно-графические планы. Конспекты по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия включают упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие артикуляции. В каждом занятии используются физминутки, которые помогают в решении поставленных задач, снимают напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способствуют речевому развитию, четкому произношению, содействуют плавности и выразительности речи, развивают память. Практически в каждое занятие включены задания и упражнения по развитию когнитивных процессов ребенка.

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Основанием для разработки рабочей программы послужили нормативные документы, как:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

• Конвенция о правах ребенка.

Дополнительная программа «Учусь говорить» составлена на основе программ : «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Т. Ю. Бардышевой, Е. Н. Моносовой. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Цель программы : осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать лексическую базу речи (активный, пассивный словарь, грамматическую сторону речи).

2. Развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.

3. Развивать моторику артикуляционного аппарата и систему дыхания.

4. Формировать фонематическое восприятие.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Развивать речевое и неречевое дыхание.

7. Воспитывать культуру речевого общения.

8. Обучать детей грамматическим навыкам на основе развития психических функций.

Возраст детей: программа рассчитана на младший дошкольный возраст.

Срок реализации программы : программа рассчитана на один год обучения.

Периодичность занятий: 2 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 15 минут.

Форма организации детей: фронтальные.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

• Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

• Дыхательные и фонопедические упражнения.

• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

• Упражнения на расслабление (релаксация). Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.

Содержание программы имеет коррекционно-развивающую направленность и носит индивидуально-дифференцированный характер, что позволяет раннее выявление, диагностику, профилактику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения.

В основе методологического построения программы лежат следующие принципы:

Принцип системности отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.

Деятельностный принцип определяет тактику проведения кружковой работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме.

Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.

Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь).

Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Принцип развивающего обучения.

Принцип учета зоны ближайшего развития.

Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.

Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.

Результаты: систематические занятия по данной программе способствуют :

• коррекции звукопроизношения;

• развитию просодической стороны речи,

• формированию слоговой структуры слова;

• коррекции лексико-грамматической стороны речи;

• формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В ходе реализации программы «Учусь говорить» применяются современные педагогические технологии, сочетающие традиционное, игровое и развивающее обучение, эмоционально-смысловой подход к решению поставленных задач, используются компьютерные технологии, используется интерактивный подход в проведении практических занятий. На занятиях используется компьютер для просмотра видеофильмов.

Материальная база Программы состоит из :

• Методического кабинета.

• Компьютерной техники.

• Видеороликов с дидактическими играми развивающего характера.

Наглядного материала: речевые профили, предметные картинки, серии картинок с развивающимся сюжетом, сюжетные тематические картины.

• Дидактических игр развивающего характера.

• Детской литературы.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной деятельности ребёнка.

Планируемые результаты работы:

Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми, полнота или частичность изучаемого материала. По завершению обучения дети овладеют следующим набором ЗУН:

- смогут выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов

- будут понимать и использовать формы множественного числа имен существительных,

- будут понимать и использовать некоторые форм словоизменения: окончание имен существительных, согласование имен прилагательных и существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов,

- овладеют навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам,

- будут иметь некоторые представления о временных понятиях ( части суток: день-ночь, времена года: осень, зима, весна, лето,

- будут уметь выделять цвет, форму, величину предметов, - овладеют количественными представлениями, соответсвующими данному возрасту (один-много)

- будут иметь представления о некоторых звуках речи, что способствует формированию фонематических процессов, а также правильному звукопроизношению,

- у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам,

- у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);

- Совершенствование мелкой и общей моторики.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Учусь говорить»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 07:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД