Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 4–5 лет

Марина Щеткина
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 4–5 лет

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального значения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существующие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека.

А. Б. Салтыков

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Умелые ручки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

6. Устав образовательной организации (могут быть представлены документы регионального уровня)

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном мире окружен цифровыми технологиями и все познает с помощью телевиденья. Такой ребенок практически лишен живого творчества. Дополнительные творческие занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в некоторой степени удовлетворить потребности детей в творчестве, а также развить технические навыки (конструирование, моделирование, чтение схем, работа по чертежам и т. д.)

Творчество в широком смысле – деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и по этому основным показателем творчества является новизна его результата.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно-творческая деятельность.

Декоративно-прикладное творчество – это занятия для детей разного возраста. Кружковая работа дает возможность юным талантам попробовать свои силы в разных направлениях прикладного творчества.

Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).

Характеристику особенностей развития детей необходимо осуществлять через представление возрастного периода детей дошкольного возраста, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в определенный возрастной период (А. Н. Леонтьев).

Социальная ситуация развития в старшем дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок – предмет – взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если в конце раннего детства ребенок говорит: «Я большой», то к 7 годам он начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение; формируется как техническая, так и мотивационно-целевая сторона разных видов деятельности.

Главным итогом развития всех видов деятельности являются, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер, с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Цель программы : Развитие творческих способностей детей через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Развивать творческие способности у детей, мелкую моторику рук, фантазию.

2. Познакомить с разнообразными материаломи для творческой деятельности детей : бумагой, соленым тестом, тканью (поделки из носков, природным материалом, бросовым материалом их свойствами, приёмами работы.

3. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к ручному труду.

Программа соответствует специфическим принципам, обусловленным особенностям конструирования и декоративно-прикладного искусства во время занятий декоративно-прикладным творчеством:

- принципу гуманизации образования, состоящему в том, что развитие ребенка, формирует его личности – главный смысл педагогического процесса. Этот принцип диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку; каждая личность неповторима, каждый ребенок – это чудо. Согласно этому принципу, взаимодействие «педагог - воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;

- принципу эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принципу культурного обогащения содержание творческой образовательной деятельности;

- принципу взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принципу рациональности и соответствия ФГОС как структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- принципу интеграции различных видов декоративно прикладного искусства;

- принципу наглядности, помогающему создавать представления об отдельных предметах и явлениях;

- принципу доступности и посильности в подаче учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников;

- принципу взаимосвязи обогащенных представлений и обогащенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа средствами декоративно-прикладного творчества.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по областям. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области.

1. «Социально-коммуникативное развитие».

2. «Познавательное развитие».

3. «Речевое развитие».

4. «Художественно-эстетическое развитие».

5. «Физическое развитие».

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

механизмы деятельности и поведения.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от вып «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

«Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности развития детей 4-5 лет

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, можно выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.

7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание разделов и тем

1. Раздел: Осень

1.1

Тема:

ОКТЯБРЬ.

1.«Чудо-дерево»

(аппликация из листьев)

2.«Портрет гриба»

3.«Ежик ищет друзей»

(аппликация из крупы)

4.«Веточка рябины» (пластилинография)

5.«Бабочка»

6.«Долька арбуза» (пластилинография)

7.«Яблоко»

(аппликация нитками)

8.«Овощи»

(мозайка)

НОЯБРЬ

1. «Черепашка»

2. «Рыбка»

3. «Цыпленок»

(аппликация из ватных дисков)

4. «Зайчик из тубы от туалетной бумаги»

5. «Цветные карандаши»

6. «Домики из Спичечных коробков»

7. Шляпка для мамы (аппликация)

8. Открытка ко дню матери

Работа с использованием маленьких кусочков пластилина и цветной бумаги для мозаичной аппликации. Показать разные средства выразительности образа. Знакомство нетрадиционными техниками рисования.

Формировать умение передавать характерные особенности образа фактурой разного изобразительного материала, создавать композицию из отдельных деталей. Использовать имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Формировать умение работы с бумагой. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, усидчивость.

.

2. Раздел: Зима

2.1 Тема

ДЕКАБРЬ.

1.«Зимнее дерево»

2.«Мои любимые снежинки»

3 «Зимняя шапка»

4. «Снеговик»

5. «Рукавичка Деда Мороза»

6. «Елочка нарядная»

7. «Елочная игрушка»

8. «Открытка на Новый год»

ЯНВАРЬ.

1. «Панда»

2. «Снегирь на ветке»

3. «Птички Энгри бердз»

4. «Теремок»

5. «Фоторамка»

6. «Снежные зверюшки»

ФЕВРАЛЬ.

1. «Миньоны из капсулы от киндер –сюрприза»

2. «Рисование солью»

3.«Мороженое»

4. «Валентинка»

5. «Самолет»

6. «Открытка на 23 февраля»

7. «Пингвин»

8. «Куколка из медицинского шпателя».

Формировать умение передавать характерные особенности образа фактурой разного изобразительного материала, создавать композицию из отдельных деталей. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, усидчивость.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Вызывать интерес к созданию выразительного образа.

Развивать творчество, фантазию, воображение. Формировать умения складывать бумагу. Использовать имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.

Формировать умение использовать в работе бросовый материал. Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образа.

3. 1 Раздел: Весна.

МАРТ.

1.«Цветок для мамы»

2. «Открытка для мамы»

3. «Поросенок»

4. «Котята» (аппликация из ватных дисков)

5. «Карандашница»

6. «Подснежники»

7. «Скворечник»

8. «Чайный сервиз из рулонов туалетной бумаги» Закреплять умение оформлять работу подручными средствами. Использовать имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, усидчивость. Создавать композицию из отдельных деталей. Формировать умение использовать в работе бросовый материал.

АПРЕЛЬ

1. «Утенок» (аппликации из ваты)

2. «Волшебный торт»

3. «Птичка»

4. «Ракета»

5. «Веточки вербы»

6. «Сказочный герой» (из рулонов туалетной бумаги)

7. «Зонтик»

8. «Кораблик» Знакомство с выполнением объемной фигуры. Развивать творчество, фантазию, воображение.

Продолжать учить пользоваться различными средствами для создания выразительного образа.

Развивать цветовосприятие и чувство ритма. Использовать имеющиеся умения и навыки работы с соленым тестом.

МАЙ.

1. «Открытка на День Победы»

2. «Танк»

3. «Гусеница»

4. «Божья коровка»

5. «Бабочка»

6. «Весеннее дерево» (из тубы от туалетной бумаги)

7. «Насекомые»

8. «Одуванчики» Закреплять умение оформлять работу подручными средствами.

Закрепить умение использовать в работе бросовый материал.

Закрепить полученные навыки и умения.

Публикации по теме:

«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 6-7 лет. Неделя Тема Программное содержание Количество часов Сентябрь.

Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей с задержкой психического развития.

Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет «Учимся общаться» для детей 3-7 лет дополнительная общеразвивающая программа направление: социально-педагогическое срок реализации: 4 года.

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» для детей 4–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Рассмотрено на педагогическом совете №1 МДОУ «Детский сад №» 31.08.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида» Принята на Педагогическом.

Дополнительная общеобразовательная программа по конструированию и моделированию «Оч. умелые ручки» Пояснительная записка Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет .

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Дополнительная общеразвивающая программа "Умелые ручки" Возраст 3-4 года 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель прикладного искусства.

Общеразвивающая дополнительная программа «Удивительные минералы» для детей 5–6 лет В стратегии развития воспитания в Российской Федерации одними из основных направлений развития воспитания являются патриотическое, экологическое.

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Эй-би-си» для детей 4–6 лет ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1411» ДО №1327 «Согласовано».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 31 октября 2019 в 22:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД