МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия (2 фото)

Ирина Черепанова
Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия

Воспитатели:

Мужанова Н. М.

Черепанова И. И.

Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.

[/h3]

Пояснительная записка

Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента, Разговорный колорит казачьего наречия» размещена в разделах

Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.

Тема :

Разговорный колорит казачьего наречия.

Цель :

- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего словаря»;

- приобщение к речевой культуре казачества.

Задачи:

- изучение «казачьего словаря»;

- приобщение к культуре и традициям казачества;

- формирование представлений о жизни и быте казаков;

- развитие речи с использованием разговорного колорита казачьего наречия.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

Игры, которые мы хотим представить, направлены на развитие речи детей. Идея разработки данных игр возникла у нас не случайно, изучив множество источников и литературы, мы обнаружили, что казачьи игры в основном направлены на развитие двигательных функций – это подвижные и хороводные, а так же сюжетные. Нами разработаны словесные игры с сюжетным элементом и элементом инсценировки. Данные игра позволяют разнообразить речь детей новыми словами, учат классифицировать и обобщать слова, соотносить слово с изображением или предметом. По мимо игр, мы используем казачьи пословицы и поговорки, а так же казачьи колыбельные. Внедряя эти компоненты в различную деятельность детей, мы разнообразили ее речевой колорит. Данные игры можно использовать уже во второй младшей группе, а с возрастом усложнять правила и пополнять словарь новыми более сложными словами.

Игры :

-«Казачий словарь» - словесная игра.

- «Подворье»- сюжетная игра.

Пословицы и поговорки:

Казачьи пословицы и поговорки для дошкольников.

Казачьи пословицы и поговорки:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песни :

Михаил Лермонтов

стихотворение

«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью.

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

Ты махнешь рукой.

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью.

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю.

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Игра «казачий словарь»:

Материалы : кубик с липучками, картинки с липучками.

Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом)

Ход игры :

На грани кубика прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь)

Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро – цэбэрка, колодец – криница или копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего фишек или картинок.

Казачий словарь

Лук – цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец – криница; петух – кочет; конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; кот – кит; кошка – кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак; дом – хата; полотенце – рушник; хлев – баз; волк – бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда – загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка – лава.

Игра «Подворье»

Материалы :

- макет подворья с атрибутами

- кубик с картинками

-набор домашние животные

- картинки

Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на кубике выпала картинка с домиком. Ребенок называет - это хата. Берет игровой атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря.

Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Словесная игра «Кубанка»

Материалы :Кубанка – головной убор казака. (шапка)

Правила игры: дети делятся на две команды. Команды по очереди передают друг другу Кубанку, при этом называют слова из Казачьего словаря. У какой команды осталась Кубанка, те и считаются победителями.

Ход игры: две команды, с помощью считалки определяют, кто из них первый начинает. Затем команда получает головной убор – Кубанку. И начинается игра, одна команда называет слово, затем передает Кубанку другой команде, которая называя слово, возвращает шапку. И так игра длится до тех пор, пока Кубанка передается. Выигрывает та команда у которой остался головной убор.

Для облегчения игры можно использовать иллюстрации.

Заключение :

Данная разработка позволяет обогащать речь детей и насыщать ее разговорным колоритом казачьего словаря. Приобщает к культуре и традициям. Показывает жизненный уклад казачьего подворья.

Разрабатывая игры с использованием казачьего компонента, мы приобщаем детей к устаревшим традициям и устоям, тем самым воспитываем у детей чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.

Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия
Фото №1 Воспитатели Мужанова Н

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Концерт-приветствие казачат-дошколят по случаю юбилея и праздника Покрова для преподавателей и гостей казачьего колледжа «Концерт - приветствие «казачат-дошколят» с Юбилеем и праздником Покрова для преподавателей и гостей казачьего колледжа г. Новочеркасска».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Конспект занятия с использованием регионального компонента «Уголь-богатство Кузбасса» Конспект занятия в подготовительной группе «Уголь – богатство Кузбасса» Цели: 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять.

Открытое занятие с использованием национально-регионального компонента «Войлочная юрта» Речевое развитие. Развитие речи. Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Войлочная юрта». Цель: Дать детям первоначальное представление.

Перспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонентаПерспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонента Месяц Литературная гостиная Автор Творческая мастерская ООД Работа с родителями Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.

Проект «Птицы Приморского края» в старшей группе с использованием регионального компонента. Н. Ю. Иванова воспитатель. Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности:.

Реализация проектной деятельности с использованием регионального компонента республики Башкортостан Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов,.

Сценарий казачьего праздника для дошкольников «Любимый город на Дону»Сценарий казачьего праздника для дошкольников «Любимый город на Дону» Казачий праздник "Любимый город на Дону" автор: музыкальный руководитель высшей категории Галактионовой Е. В. г. Новочеркасск 2017г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия
Опубликовано: 17 октября 2017 в 20:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД