Лучший педагог года

Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи

Кулигина Светлана Алексеевна
Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи

Важнейшим условием правильной речи является спокойным глубокий вдох, плавный длительный выдох и чёткая артикуляция.

Дыхание ребёнка в своём развитии сильно изменяется. У новорождённого из-за почти перпендикулярного положения бёдер в отношении позвоночника грудная клетка приподнята (ребёнка не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяются – действует только диафрагмальное дыхание. Но с дальней-шим развитием ребёнка рёбра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетаю-щего с диафрагмальным. С развитием пояса грудное дыхание становится господствующим. Дыхание очень частое постепенно переходит к более редкому. У детей от 2 недель до 6 месяцев и выдохов в минуту 25-30:

Публикация «Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

от 10 до 15 лет – 18 – 22: 2 у взрослых – 15-16.

Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведёт к искажению звуков.

Из – за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребёнка, недоразвития нервной регуляции, физического напряжения и небольшое повышение температуры ещё более учащается пульс дыхания, нарушается его ритм, а следовательно усиливает несовершенство речи. Наконец, неумение малышей правильно дышать ртом, также вносит известную дезорганизацию в произношении: пропуски звуков, задержки в их произно-шении на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается лишь к 15-18 годам.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания :

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи.

Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.

В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом.

Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой –(вдох) – днём гулять).

4. Торопливое произнесение фразы без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо едва слышно.

Дети – логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы.

Но они нередко и отличаются от своих сверстников. Это отличие может

выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, нали-

чии у них парезов, параличей, общей скованностью, дискоординации и слабости движении, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям психологической сфере,

а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощённость чувство ущемлённости.

Обычное физиологическое или как его иногда называют жизненное., дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность

вдоха и выдоха одинаковы.

Речевое же дыхание (это наше дыхание во время речи, это во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящими обращаться к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук» удлиняет выдох и тем самым усиливает работу, голосовых связок.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально - рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние же отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. В самом начале высказывания говорящий может вздохнуть носом.

При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот.

Так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому, при постановке дыхания целесообразно приучить детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь.

Если её положить на область диафрагмы, между грудной клеткой и животом. То при вдохе стенка живота приподнимается, а нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетке сокращаются. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

На дефекты дыхания к сожалению не всегда обращают должное внимание.

От части, это понятно, они не очень заметны, нет ни повышенной температуры, не резких изменений в состоянии ребёнка. Но даже незначительны «неисправность» носового дыхания вредно отражается на организме растущего человека. Ведь в минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов, а в сутки ему треб каких - либо препятствий через «вдохные ворота» нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот постоянно? Во - первых воздуха в лёгких

попадает значительно меньше, работать будут их верхние отделы. Значит организм получит меньше кислорода. Во - вторых изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно.

Кроме того, ему становится труднее есть, пережёвывать пищу. Да и обоняние притупляется из-за «плохого носа» пропадает аппетит. Непра-вильное дыхание сказывается на зубах: они постепенно искривляются.

Может развиваться кариес. И это не всё! Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливается вредные вещества. Вот почему так раздражительны, плаксивы, рассеяны и вредны дети, которые дышат ртом.

Нередко появляется шум в ушах, ощущение тяжести в голове и даже приступы удушья переходящие в астму.

Данные факты убеждают, почему так важно следить за правильным дыханием маленького человека. Если малыш поднимаясь по лестнице делая зарядку занимаясь каким-то своим, делом держит рот открытым или же спит с открытым ртом. Если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами –это первые симптомы того, что он привык дышать неправильно.

Что же делать, если ребёнок дышит неправильно? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать или как говорят правильно его поставить, овладеть им так же как голосом. Если ребёнок дышит постоянно ртом (а это значит, что нарушается и физиологическое и речевое дыхание, рекомендуются специальные упражнения, суть которых сводится к тому, что научится только дышать носом во время спокойной деятельности. Отдельные примеры следует отработать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение с закрывания рта «на замок» рот зажимают пальцами, либо закрывают ладонью и просят ребёнка дышать только носом.

Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через не-

сколько дней упражнение усложняют : проделывают его во время ходьбы.

Для улучшения дыхательной функции лёгких в комплекс упражнений утренней гимнастики хорошо включать наклоны туловища назад, в право, в лево – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшает проникновение воздуха в нижние отделы лёгких.

Недочёты детского речевого дыхания преодолеваются также:

1. Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

2. Выработки у детей умения правильно дышать в процессе речи.

То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем и особенно в старшем отчасти и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничиваются 3-5 минут, с соблюдением чередования в это время детей.

Используются дыхательные игры :

*сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

*дуть на лёгкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик из ватки в ворота: приводить дутьё в движение плавающих в тазу уток, лебедей, флажки, бумажные фигурки (чтобы они двигались, не падая)всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки, сдувать тычинки созревших одуванчиков, дуть двумя группами с противоположных сторон на

натянутый между ними лёгкий шарф, играть на детских музыкальных инструментах – дудочках, трубах, губных гармошках.

*надувать воздушные шары, бумажные мешки – хлопушки, особенно полезная игра в мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха.

*поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь. На кого упадёт предмет, тот читает стишок, поёт песенку и т. д.

Индивидуальные игры чередуются с групповыми. Перед некоторыми играми ставится определённая задача. Например, дуют на парусный кораблик, «путешествуют» из Ростова в Москву или Азов. Для этого на краях таза укрепляется «пристани» города (картинки или модели домиков).

Подобным же образом загоняют «домашних животных и птиц» (бумажных) в сараи. Такая целеустремлённая игра делает задание осмысленным, более интересным и познавательным, уточняет развивающую функцию дыхания.

Хорошо умело вводить в игру элементы соревнования: кто скорее или на большее расстояние сдует пушинку, чей кораблик прибудет первым и т. д.

Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длительный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох-с сужением её.

В процессе речи (а это уже речевое дыхание) дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать при постоянном физиологическом дыхании вне речи.

Немаловажную роль в выработке правильного дыхания имеет и закаливание верхних дыхательных путей. Здесь очень полезны контрастные умывания,

Регулярное питьё воды с постепенным понижением температуры. Все эти процедуры надо проводить ежедневно в одно и тоже время.

Особо хочется отметить важность работы над постановкой дыхания с заикающими детьми. У таких детей в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и чёткость речи обычно нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объём выдыхаемого воздуха становится поверхностным, что его не хватает на произнесение фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох.

Часто заикающиеся вообще говорят на выдохе или на задержанном дыхании.

Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же делается выдох, и речь становится «задавленной» т. к. используется только остаточный

воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания в данном случае – выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Очень важно приучать заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу

же после речевого вдоха начинать говорить на длинном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха».

Правильное речевое дыхание, чёткая не напряжённая артикуляция является основной и для звучания голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания услож-

няются постепенно : сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом- на словах, затем на коротких фразах при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении ребёнка направляется на спокойный, не напряжённый выдох, на длительность и громкость произношения звуков.

Задания выполняются по 3 – 5 раз с паузами.

Развитию правильного дыхания у всех детей очень помогает пение с соответствующими тексту движением. Не менее полезно читать стихи под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строчки.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что работа по выработке у детей правильного физиологического и речевого дыхания требует от взрослого огромного терпения и увенчается успехом лишь при постоянном контроле со стороны взрослого за дыханием ребёнка.

В наиболее сложных случаях необходимо проконсультироваться с неврологом.

Публикации по теме:

Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями также характерна и недостаточная сформированность психических процессов,.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Три подвига» Тема:«Три подвига» Цели и задачи: 1. Расширять представление детей об армии 2. Познакомить с героем ВОВ Алексеем Маресьевым 3. Закрепить.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи. «Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница.

Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 октября 2019 в 21:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД