Лучший педагог года

Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В. Воскобовича

Юлия Савина
Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В. Воскобовича

1. Актуальность педагогической технологии

Аннотация. Работа по АПО включает специальным образом организованную учебно-познавательную, самостоятельную деятельность детей, индивидуальную и подгрупповую работу. Представленный АПО является целостной системой создания и реализации условий для развития математических представлений посредством развивающего занимательного материала и игр на основе методики В. В. Воскобовича.

Новизна опыта

Публикация «Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В, Воскобовича» размещена в разделах

Практическая новизна АПО заключается в разработке и реализации программы развития математических представлений у дошкольников на основе развивающей методике В. В. Воскобовича.

Целью является создание и реализация системы формирования математических представлений посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1) обосновать педагогические направления математического развития дошкольников в процессе развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича;

2) определить возможности системы игровых методов и приемов В. В. Воскобовича как средства активизации математического развития старших дошкольников.

Актуальность проблемы математического развития дошкольников в ДОУ обусловлена тем обстоятельством, что наши дети живут и развиваются в новую эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников и младших школьников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении, считает В. В. Воскобович, «создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме» [9, с. 17]. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, а также формирования его познавательных и творческих способностей, от которого зависит успешность обучения его в начальной школе.

2. Теоретическая и практическая значимость технологии

Математическая подготовка детей к школе предполагает не столько накопление конкретной суммы знаний, умений и навыков по данному разделу программы, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного опыта познания, желания узнавать новое, фантазировать, действовать. Как пишет В. В. Данилова, «приоритетным направлением в работе является не навязывание ребенку готовых знаний, а необходимость в указании путей их приобретения» [10, с. 28]. Необходимо сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог – результативным. При обучении математике основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать интерес к самому процессу познания этого предмета, преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Решить все эти задачи помогают развивающие игры нового поколения, разработанные петербургским автором Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем. Содержание этих игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей.

Эффективное развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи – является основной задачей технологии. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то предметный результат.

Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью формирования математических представлений у старших дошкольников посредством развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича и отсутствием связанных с этим условий реализации в педагогическом процессе.

3. Описание технологии

На начальном этапе работы была проведена диагностическая работа с детьми.

Для определения уровня сформированности математического развития детей старшего дошкольного возраста к обучению был использован следующий диагностический инструментарий:

Тестовая методика «Найди квадрат» на выявление уровня развития обобщенности восприятия формы (К. Л. Печора, 1978).

Логическое запоминание: тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972).

Познавательный интерес: тест: «Узнай фигуру». (Р. С. Немов, 2001).

Были обследованы следующие показатели: восприятие формы, логическое запоминание, познавательный интерес. Данные на начало работы по критериям :

Данные по сформированности математического восприятия (2016 г.)

Высокий уровень – 0 человек – 0%;

Средний уровень – 8 человек – 40%;

Низкий уровень – 12 человек – 60%.

Данные по сформированности логического запоминания (2016 г.)

Высокий уровень – 0 человек – 0%;

Средний уровень – 13 человек – 65%;

Низкий уровень – 7 человек – 35%.

Таким образом, анализируя результаты диагностического этапа, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича.

Цель формирующего этапа – апробировать систему развивающих игр по методике В. В. Воскобовича.

Работа строилась по трем блокам: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.

В общей системе работы по данной теме особая роль отведена планированию воспитательно-образовательного процесса. Игровая деятельность организовывалась как в регламентированных видах деятельности, так и быту.

Освоение игр детьми происходит в три этапа:

1) на начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка;

2) на втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания;

3) на третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Все три этапа учтены в планировании воспитательно-образовательной работы.

Из всего многообразия развивающих игр В. В. Воскобовича остановилась на некоторых: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик «Брызг-брызг», «Прозрачный квадрат».

Развивающие игры В. В. Воскобовича я подбираю, исходя из основной темы каждого занятия.

Так, при знакомстве детей с отрезком, ориентировкой на листе бумаги и т. д., ввожу игру «Геоконт» так как она помогает детям построению фигур на листе бумаге по координатам поля, что способствует подготовки детей к освоению простейшего программирования, находить отрезки, сравнивать их по длине. Используя игру «Геоконт», знакомлю детей с таким свойством как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение, применяю схемы, которые способствуют формированию символической функции сознания. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Эта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: луч, отрезок, прямая.

Во время темы «Знакомство с геометрическими фигурами», «Цвет, форма, величина», применяю игру «Чудо-крестики», которые способствуют закреплению цвета, формы, величины предмета, освоению схем сложения предметов.

На занятиях я учу превращать квадратики в разные фигуры, осваивать приемы конструирования, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам.

Проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа.

На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадратик», где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я разработала конспекты применения развивающих игр, как части занятий по математике.

Таким образом, в ходе формирующего этапа работы с использованием игровых материалов и НОД наметилась положительная динамика в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого элементы игр и игровой материал по методике В. В. Воскобовича включались в структуру НОД, распределялись в соответствии с тематическим планированием по отдельным направлениям математического и познавательного развития, а также подготовлены консультации для педагогов и родителей.

4. Результативность использования технологии

По окончанию работы был проведен контрольный срез в старшей группе по выявлению уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников на основе использования развивающих игр В. В. Воскобовича.

Цель контрольного этапа – провести повторную диагностику по выявлению уровней сформированности математических представлений в развивающей игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича.

Итак, по результатам работы наметилась положительная динамика. В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что позитивная динамика изменений математического развития дошкольников возможна в условиях специально организованной работы, в частности, использование развивающего игрового материала В. В. Воскобовича в совместной деятельности взрослого и детей.

В целом, проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что эффективность уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет повышена, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1) создана эмоционально-благополучная атмосфера в группе;

2) будут учтены выводы по диагностикам в отношении проведения НОД с использованием развивающего игрового материала по методике В. В. Воскобовича.

На контрольном этапе были получены следующие результаты. Был выявлен показатель высокого уровня восприятия – 4 человека (20%, логического запоминания – 2 человека (10%, познавательного интереса – 4 человека (20%).

Таким образом, были выявлены уровни сформированности математических представлений на момент окончания работы.

Из количественных и качественных полученных данных можно сделать определенные выводы. После проведенной работы наметилась положительная динамика в формировании математических представлений в развивающей игровой деятельности у старших дошкольников на основе методики В. В. Воскобовича. Естественно, что формировать у старших дошкольников математические представления в игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича только в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно. Необходимо привлекать к данному педагогическому процессу членов ближайшего социального окружения ребенка – семьи.

Сопоставляя данные начального и контрольного этапов, можно сделать вывод о том, что выдвинутое предположение о том, что эффективность использования возможностей развивающей игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича и игрового материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет возрастать при создании следующих условий:

- структурировании программного содержания математического развития;

- создании развивающей РППС, способствующей формированию у детей математических представлений;

- привлечении возможностей различных видов игр по методике В. В. Воскобовича в образовательном процессе в математическом развитии;

- организация интегрированного взаимодействия детского сада и семьи.

Проанализировав уровни развития у детей математических представлений можно сделать вывод о том, что работа по формированию у детей математических представлений дала положительные результаты. Улучшение показателей обусловлено использованием программы «Детство» и игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Развивающие игры Воскобовича».

5. Библиографический список

1. Атемаскина, Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 190 с.

2. Бантикова, С. Геометрические игры / С. Бантикова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 60-66.

3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : Педагогика, 2003. – 400 с.

4. Веракса, Н. С. Формирование единых временно-пространственных представлений / Н. С. Веракса // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 5. – С. 25-27.

5. Волошина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / Под ред. В. Г. Горецского. – М. : Белгород, 1995. – 152 с.

6. Воскобович, В. В. «Гео-Метри-Я» / В. В. Воскобович. – М. : Педагогика, 2007. – 194 с.

7. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. – М. : Педагогика, 2007. – 256 с.

8. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича / В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко. – М. : «ТЦ Сфера», 2015. – 175 с.

9. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича : вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 7. – С. 17-20.

10. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 1987. – 157 с.

11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 528 с.

12. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. Сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 186 с.

13. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст) / В. Н. Каразану // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 11-15.

14. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1994. – 297 с.

15. Муниципальная программа «Развитие образования городского округа «город Белгород» на 2015-2020 гг.» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : URL : https://docs.cntd.ru/document/428652746 ( дата обращения: 18.02.2019).

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В. Воскобовича
Опубликовано: 18 января 2022 в 23:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД