Получи документы

Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе

татьяна загороднева
Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе

Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе

Автор доклада: Загороднева Т. И. - воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области

Тема моего доклада «Формирование познавательной деятельности детей 2-3 лет в первой младшей группе

Публикация «Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе» размещена в разделах

Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы, как бы с разных сторон, и его интересуют их внешние «Что?», «Кто?», «Какой?», и внутренние характеристики «Для чего?», «Как?». Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов 2х-трехлетний ребенок не может.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие», в примерной комплексной образовательной программе дошкольного образования ИСТОКИ под редакцией Л. А. Парамоновой, для детей третьего года жизни реализуется в 3-ех направлениях:

- Предметная деятельность.  

- Формирование представлений об окружающем мире.  

- Конструирование из строительного материала.

Как известно, детям очень интересны предметы и явления окружающего мира. Они всегда рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением, слушают звучание. Зная о том, что внимание у малышей неустойчивое, то на первых порах привлекают 2-3детей. При этом мы ненавязчиво предлагаем  своим воспитанникам разнообразные виды деятельности. Игровые занятия, проблемные ситуации, дидактические игры, позволяют ребенку включаться в активную деятельность и  открывают ему  возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявляют тогда инициативу и творчество.

Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ стоят следующие образовательные задачи:

1. Формирование умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма, три грации величины (большой, поменьше, маленький)

2. Развитие способности устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина, сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

3. Развитие действий по использованию сенсорных эталонов;

4. Совершенствование предметно-орудийных действий, развитие координированных движений обеих рук и мелкой моторики

Сначала я знакомлю детей с цветом

-упражняю детей в умении сопоставлять цвета, способствую закреплению знаний о системе цветов;

Затем формирую представления о форме предмета, знакомлю детей с плоскими геометрическими фигурами и объемными телами с помощью кубиков Дьениша.

Потом провожу игры на сравнение предметов по величине (высоте, ширине); на собирание пирамидки из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 3-4 цвета; на собирание матрешки; использую сортеры.

Использую приемы наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме.

Используя блоки Дьениша учу детей выделять цвет, форму и величину предметов.

Далее провожу игры-занятия с применением сачков для ловли игрушечных рыбок или шариков из емкости; игры на закручивание крышечек (например сигналы светофора, пятнышки на крыльях бабочки, колеса машинки, солнышко); организую действия с игрушками, имитирующими орудия труда (даю детям верстачок, в которым они заколачивают втулочки); предлагаю собрать картинки из 2-4 частей (из кубиков, дощечек, бумаги) по образцу.

Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ стоят следующие образовательные задачи:

-Формирование первых представлений : о людях, их деятельности; о предметах, их свойствах и функциональном назначении; о природных явлениях; поддержание интереса к ближайшему окружению.

Я использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:

-о внешнем виде человека, его физических особенностях (Прошу показать детей где у куклы глаза, нос, рот на лице; Показать, что у куклы есть руки, ноги, голова);

- о деятельности близких людях (мама гладит – погладим белье, как мама; папа забивает гвоздь; бабушка готовит, вяжет; дедушка читает газету)

-пище (Угостим куклу яблоком, грушей, виноградом., блюдах (Сварим кукле суп, кашу, кисель)

Я использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:

-о предметах быта (Уложим куклу в кровать, угостим кукол обедом – накроем на стол); личных вещах (Оденем куклу на прогулку);

Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:

-о живой природе – растительный мир (деревья, трава, цветы, домашних растениях (Ухаживаем за цветком (поливаем); о домашних и диких животных и их детенышей (У собаки щенок, у кошки котенок);

- о неживой природе: о воде в быту (льется, теплая, холодная, в воде купаются, стирают);

Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:

- о явлениях природы: времена года и их особенности (зимой холодно, летом жарко, осенью дождливо, весной бегут ручьи);

Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:

-о некоторых профессиях (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, военный защищает Родину).

Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И КРУПНЫХ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА ТИПА «ЛЕГО» стоят следующие образовательные задачи:

- Открытие детям возможности создания целого из частей путем организации сюжетного конструирования.

- Развитие первых пространственных представлений (высокий-низкий, длинный – короткий).

Здесь я использую дидактические игры на:

-знакомство детей с простыми способами конструирования: наложения и приложения одной детали к другой;

-сюжетное конструирование простых конструкций (Построим длинною лавочку для матрешек из кирпичиков, высокую башенку из кубиков для петушка, широкую и узкую дорожки для кукол, ворота, забор,стульчик для маленького и большого мишки и т. д.)

Для развития познавательных действий у детей  возможно при наличии развивающей среды. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка группы имеет большое развивающее значение.  Окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Постоянная, непрерывная работа способствует познавательному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительным

ИСТОЧНИКИ:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко», основанная на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». ( Авторский коллектив: Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Издательство: Творческий центр «Сфера»; Москва 2011г.)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г №1155);

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13); Издательство: «Просвещение», 2013г;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програмам - образовательным программам дошкольного образования"

Публикации по теме:

Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные»Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект совместной, познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе по окружающему миру Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна.

НОД по изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Вот какие у нас цыплятки!»НОД по изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Вот какие у нас цыплятки!» Задачи: - учить: рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию; рисовать образ цыплят; - развивать: чувство формы и цвета;.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями зимой» в средней группеФормирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями зимой» в средней группе Цель: продолжить формировать представление детей о живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: расширить представления детей.

Фотоотчет о познавательной деятельности в младшей группе «Волшебный фонарик»Фотоотчет о познавательной деятельности в младшей группе «Волшебный фонарик» Во 2 младшей группе прошло увлекательное и познавательное развлечение «Волшебный фонарик». Когда в группе отключили свет кошка Мурка потеряла.

Фотоотчёт о познавательной деятельности в младшей группе «Знакомство с кубиком»Фотоотчёт о познавательной деятельности в младшей группе «Знакомство с кубиком» Кубики — незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. С хорошими.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо» Цель:Формировать у детей желание изготавливать подарки для родных своими руками. Задачи: Знакомим детей с понятием - "Семья" на примере.

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Мышата»Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Мышата» Цель: развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их; имитировать действия.

Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий»Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий» Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Организация деятельности детей на прогулке для первой младшей группы «Наблюдение за птицами» Организация деятельности детей на прогулке. 1младшая группа. Тема: «Наблюдение за птицами» Цель: 1. Учить узнавать и называть птиц (ворону,.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 19:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД