Ольга Кустова
Формирование предпосылок критического мышления дошкольников посредством использования геометрических игр-головоломок
▼ Скачать + Заказать документы
Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Кого мы хотим вырастить – любознательного человека со своей точкой зрения или послушного исполнителя?
Задуматься об этом надо уже в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача взрослых – направить их по верному пути.
Публикация «Формирование предпосылок критического мышления дошкольников посредством использования геометрических игр-головоломок» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Почему так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы, интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Дети по природе своей любознательны и креативны, так что от нас, взрослых, требуется только небольшой толчок в нужную сторону.
Для развития критического мышления у воспитанников, использую в работе разнообразные геометрические игры-головоломки, которые в достаточном количестве находятся в группе в свободном доступе.
На значимость игр-головоломок для развития мышления дошкольников еще в 20 веке указывали Е. И. Игнатьева, З. А. Михайлова, Я. И. Перельман. Однако в современной практике дошкольного образования, несмотря на многообразие игр-головоломок для детей дошкольного возраста, уделяется недостаточно внимания целенаправленному развитию мышления посредством использования геометрических игр-головоломок.
Коллеги, предлагаю вспомнить и поиграть в незаслуженно забытые геометрические игры-головоломки, которые относятся к наиболее эффективным игровым пособиям для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и прочее.
Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.
Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект элементы. Поскольку для ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной на стадии ознакомления с игрой, педагог, при введении каждой новой игры-головоломки, должен соблюдать последовательные этапы:
Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2 – 3 имеющихся новой фигуры.
Второй этап – составление фигур силуэтов по расчлененным образцам.
Третий этап – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).
Четвертый этап – составление изображений по собственному замыслу.
Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры – детям нравится переносить получившиеся силуэты на бумагу, подрисовывать детали, создавать фон, придумывать сюжет.
1) «Танграм»
Коллеги, положите перед собой игру-головоломку «Танграм». Это самая распространенная геометрическая головоломка, которая представляет собой квадрат 8Х8 см из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделен на 7 геометрических фигур: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и 1 четырехугольник (параллелограмм). Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить множество различных изображений по образцу и собственному замыслу.
2) «Пифагор»
Следующая игра-головоломка «Пифагор».
Квадрат 7Х7 см из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделен на 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника и 1 четырехугольник (параллелограмм). Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить плоские изображения: силуэтов строений, предметов, животных.
3) «Монгольская игра»
Головоломка «Монгольская игра» – это квадрат 10Х10 см из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделен на 11 частей (геометрических фигур): 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). Используя все 11 частей, плотно присоединяя их одну к другой, дети составляют фигуры-силуэты.
4) «Колумбово яйцо»
Головоломка «Колумбово яйцо» представляет собой овал 15Х12 см из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделенный на 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Используя все 10 частей, плотно присоединяя их одну к другой, дети составляют фигуры-силуэты.
5) «Вьетнамская игра»
Следующая головоломка «Вьетнамская игра», представляет собой круг из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделенный на 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольниками; остальные 3 части – разные по форме и размеру. Из набора можно составить множество разнообразных фигурок, присоединяя все части головоломки одну к другой.
6) «Волшебный круг»
Круг из картона, пластика, фоамирана, одинаково окрашенный с обеих сторон, разделен на 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из набора удобно составлять человечков, птиц, ракеты и прочие фигуры, используя все 10 частей, присоединяя одну к другой.
7) «Пентамино»
Головоломка «Пентамино» – достаточно сложная игра, ее стоит осваивать уже после «Монгольской игры», «Волшебного круга».
Набор «Пентамино» содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти (“пента” по-гречески означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты соседствуют только сторонами. Каждая из 12 фигур обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.
8) «Прямоугольники»
Головоломка «Прямоугольники» – одно из многих изобретений Якова Перельмана.
Головоломка состоит из 11 прямоугольников: квадрат 3Х3 см (2 шт, квадрат 1,5Х1,5 см (5 шт, прямоугольник 3Х1,5 см (2 шт, прямоугольник 6Х1,5 см (2 шт).
При знакомстве с игрой, попросите детей найти большие и маленькие квадраты, длинные и короткие прямоугольники. Обратите внимание ребят на то, что из 2-х, 3-х, 4-х квадратов можно собрать прямоугольники, а из всех деталей головоломки собрать большой квадрат.
9) «Треугольники»
«Треугольники» – авторская головоломка Перельмана.
Головоломка состоит из 8 треугольников: 2 равносторонних треугольника одного размера, 6 прямоугольных треугольников (3 пары разных размеров).
При знакомстве с игрой обратите внимание детей на то, что из пары меньших треугольников можно собрать один большой треугольник, ромб, квадрат, параллелограмм.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными. Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но давайте не забывать, что в любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.
Хотите формировать предпосылки критического мышления у своих воспитанников, но не знаете, как это сделать? Играйте в геометрические игры-головоломки. Пусть эти игры станут постоянными жителями вашей группы.