Получи документы

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)

Ирина Мамедова
Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)

«Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» (Л. С. Выготский).

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна и обширна, в нее входят дети с различными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и т. д.

Публикация «Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)» размещена в разделах

Психофизическое развитие детей с нарушением зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и отклонений, которые обуславливают всю тактику их обучения.

Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих снижение мобильности ребенка с нарушением зрения и его контакта с окружающим миром. Дети с нарушением зрения неуверенны в своих силах, медлительны и осторожны в движениях, часто боятся пространства.

В свете этих данных актуальным представляется развитие у детей, имеющих нарушение зрения, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

На современном этапе перспективным методом обучения таких дошкольников пространственной ориентировке является моделирование.

Доступность моделирования для дошкольников была доказана в исследованиях отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин). В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком.

Цель работы : формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей 4-7 лет с нарушением зрения посредством моделей и схем.

Задачи:

формировать навыки полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;

• обобщить знания детей о пространственном расположении частей своего тела;

определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;

формировать умение ориентироваться по основным пространственным направлениям;

формировать умение пользоваться пространственным словарем при определении положения предмета по отношению к себе, другому лицу (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении – справа, слева, впереди, сзади, между и т. д.);

формировать умение моделировать предметно-пространственные построения, умение читать схемы.

Конечный результат:

– дети самостоятельно ориентируются «на себе» и «от себя»;

– дети умеют ориентироваться в помещениях ДОУ, на участке;

– у детей формируются навыки, позволяющие свободно ориентироваться в любом незнакомом пространстве.

Для того, чтобы правильно планировать свою работу с детьми мы определили, насколько дети умеют ориентироваться в пространстве. С этой целью мы провели диагностику на основе методики Елены Николаевны Подколзиной с некоторой их модификацией применительно к теме исследования.

Обследование детей проводилось по направлениям:

ориентировка детей на своем теле;

ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя»;

• моделирование предметно-пространственных построений;

ориентировка с помощью схем.

Предъявление заданий осуществлялось в игровой форме. Принимая за основу диагностические методики Е. Н. Подколзиной, нами были отобраны критерии определения уровня сформированности пространственных представлений. (Приложение 1).

На начало года было выявлено, что у детей было слабо сформированы пространственные представления. Дети путали названия частей тела, допускали в ответах неточности, редко употребляли в речи слова, обозначающие пространственные признаки. Они затруднялись в выделении зрительно-пространственного положения в группе предметов и в определении изменения места расположения предмета. Осуществление ориентировки в процессе передвижения было для детей наиболее трудным.

На основе результатов обследования мы определили основные задачи в работе с детьми, степень и характер комплексной помощи детям в различных видах деятельности.

Методика обучения детей пространственной ориентировке включает в себя несколько этапов.

На первом этапе у детей создаются четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; дети ориентируются «на себе». (Игры и упражнения «Скажи, куда села бабочка?» «Родинки» и т. п.)

На втором этапе детям даётся представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, т. е. «от себя». (Игры и упражнения по ориентировке «от себя» : «Расставь игрушки, как я скажу», «Назови, где стоит игрушка», «Угадай, какой предмет я задумала, «Цветы и бабочки», и др.)

Третьим этапом является обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. На данном этапе у детей формируется умение моделировать пространство. Дети заменяют игрушки, предметы кукольной мебели предметами-заместителями («Кукольная мебель», «В магазине игрушек», плоскостными геометрическими фигурами («Найди тень»).

Четвертый этап – обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем. Самым сложным для дошкольников является овладение ориентировкой в пространстве с использованием схем и планов. Такую работу мы проводим с детьми 5-6 лет.

Сначала дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане («Поставь игрушки, как на картинке», «Настины игрушки»). Затем детям даётся представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура.

Cначала схемы замкнутого пространства должны быть простыми. На схеме может быть изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек (слева, справа и посередине). Далее дается схема, на которой стол (вид сверху) с пятью игрушками. Постепенно знакомим детей с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета дефектолога и т. д.).

Дети учатся соотносить расположение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой («Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предметы, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т. д.)», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т. д.).

Детям задаются вопросы, побуждающие их использовать пространственную терминологию. («С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «С какой стороны на столе стоит игрушка?», «Где ты нашел игрушку?» и т. п.)

Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве.

Контрольное обследование позволило сделать вывод о результативности проведенной работы с детьми по развитию навыков ориентировки.

Дети лучше стали анализировать пространство, делать выводы, читать схемы, моделировать пространственные отношения. У них формируются прочные навыки ориентировки на себе, стало легче ориентироваться относительно себя, они стали более раскованы и свободны в движениях, коммуникабельны.

Заметно улучшилась ориентировка в незнакомых помещениях. Более активно стали употребляться словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. У детей, поступающих в школу, снизился уровень тревожности (по наблюдениям психологов и родителей). С детьми, старшего дошкольного возраста работа по развитию ориентировки в пространстве будет продолжаться.

Таким образом, спланированная, последовательная, систематическая коррекционная работа по формированию пространственного ориентирования детей с нарушением зрения, позволяет формировать навыки пространственных представлений, которые помогут детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к окружающей среде.

Приложение 1.

Критерии диагностики:

Для дошкольников 4-5 лет :

1. Ориентировка на себе («Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь, сзади (спина, вверху (голова, внизу (ноги)», справа и слева (руки).

2. «Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» («Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу»,«Какой предмет стоит справа (слева) от тебя?»).

3. Ориентировка в процессе передвижения («Иди до названного предмета»).

4. Ориентировка в микропространстве «Покажи верхнюю (нижнюю, правую (левую) стороны фланелеграфа (магнитной доски, листа)»).

5. Использование пространственной терминологии («В какую сторону едет машина?»

«В какую сторону ты бросаешь мяч?», «Расскажи кукле, как расставлена мебель»).

6. Моделирование пространственных отношений с использованием предметов-заместителей («Сделай из конструктора кресло…»

7. Моделирование с использованием плоскостных геометрических фигур («На какую фигуру похож стол. ?»)

Для дошкольников 5-6 лет :

1. Ориентировка «на себе» («Назови части своего тела и расскажи, как они расположены»).

2. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» («Покажи рукой в сторону звучащего предмета», «Найди предмет в названном направлении»).

3. Ориентировка в процессе передвижения («Иди вперед. Поверни направо (налево…»).

4. Ориентировка в микропространстве («Сравни и опиши расположение игрушек на столах»).

5. Использование пространственной терминологии («Расскажи, как расположены части твоего тела», «Назови направления «от себя», «С какой стороны от тебя расположены игрушки?»).

6. Ориентировка в пространстве по картинке-плану. («Поставь игрушки, как на картинке.»

7. Условное изображение предметов, соотношение предметов и их условных изображений («Нарисуй человечка», «Подбери контур»)

8. Ориентировка по простой схеме («Расставь предметы по схеме. Раскажи где)

Для дошкольников 6-7 лет :

1. Ориентировка «на себе» (соотнесение ребенком направлений своего тела с направлениями тела стоящего напротив человека) («Покажи правую и левую руки (ноги) стоящего напротив тебя ребенка»).

2. Ориентировка в пространстве точкой отсчета «от себя» и «от предметов» («Расставь предметы, как я скажу», «Найди игрушку, которая стоит справа (слева, впереди (сзади, вверху (внизу) от тебя»).

3. Ориентировка в процессе передвижения («Иди до стола. Поверни направо. Иди до окна…и т. д.»).

4. Ориентировка в микропространстве («Срисуй геометрические фигуры с образца»).

5. Использование пространственной ориентировки («Расскажи, как расположены предметы», «С какой стороны от тебя названный предмет).

6. Ориентировка по схеме с усложнением («Найди, кто спрятался»).

7. Изображение и словесное обозначение направления движения (по схеме, плану) («Расскажи, куда идти»).

8. Самостоятельное составление простейших схем и планов. («Нарисуй план»).

Публикации по теме:

«Поиграем с Клеткой» (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР. …)«Поиграем с Клеткой» (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР. …) В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается.

Опыт работы «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» Доклад на семинаре «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» (слайд 2) Мы живем в веке информационных.

Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения Никулина И. В. Воспитатель ГБОУ №36 компенсирующего вида Приморского района города Санкт-Петербурга Формирование предметных представлений.

Формирование представлений о ПДД у детей дошкольного возраста через проектную деятельность. (описание опыта работы) «Социально-коммуникативное развитие» является одной из образовательных областей, которые выделяет ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной.

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей младшего и среднего дошкольного возраста Программа младшей группы предлагает различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад, слева (налево) — справа.

Мастер-класс «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности»Мастер-класс «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности» Мастер - класс на тему: «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности». Ребенок с ранних.

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к се-бе:.

Обобщение опыта работы воспитателей «Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста» ГБОУ Школа №1959 Обобщение опыта работы воспитателей дошкольных групп Тема: «Формирование представлений о людях разных профессий.

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений. Нейропсихологический аспект..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)
Опубликовано: 6 мая 2019 в 11:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД