Папки-передвижки

Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры

Ирина Чистякова
Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная программа II ч.

для детей подготовительной группы

по теме: «Формирование русского менталитета

у детей дошкольного возраста

на традициях народной культуры»

на 2015 – 2016 учебный год.

Воспитатель: Чистякова И. И.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Публикация «Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры» размещена в разделах

Русский народный фольклор – это источник вечный и чистый. Его всегда отмечали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.

Через знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни очень важно приобщение детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитывать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

Необходимо использовать гуманистический потенциал отечественной культуры, способность социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Цель программы: приобщение детей к истокам народного творчества, через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

В познавательно - речевое развитие детей входят такие образовательные области:

- «Познание»;

- «Кругозор»;

- «Чтение художественной литературы»;

- «Коммуникация».

Содержание данной части программы направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями и средствами общения с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослями и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диагностической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

- практическое овладение овладение воспитанниками нормами речи.

К концу года дети должны уметь:

- участвовать в беседе;

- аргументировать и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

- составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, набору картинок;

- последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

- определять место звука в слове;

- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию:

Тема занятия Содержание

Сентябрь

«Что летом родится – зимой пригодится» Беседа о лете. Народные при меты, пословицы, поговорки, песенки о лете, загадывание загадок о летних явлениях природы.

Октябрь

«У страха глаза велики» Знакомство со скзакой, беседа о страхе.

Ноябрь

«Дикие животные». Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

Декабрь

«Лиса обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Январь

«Гуляй, да присматривайся».

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

Февраль

«Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».

Март

«Мудреному и счастье к лицу».

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором, составление детьми потешного рассказа, загадывание загадок о весенних явлениях.

Май

«Весна красна цветами». Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом».

В физическое развитие детей входят такие образовательные области, как:

- «Физическая культура»;

- «Здоровье».

Содержание программы по данному разделу нацелена на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.

Перспективное планирование по физическому развитию:

Тема занятия Содержание

Сентябрь

П. Игра «Вершки и корешки» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.

Октябрь

П. игра «Охотники и утки» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.

Ноябрь

П. игра «Улитка, иголка и нитка» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.

Декабрь

Зимние забавы. Знакомство с русским народными забавами. Снежки, лепка снежной бабы.

Январь

Зимние виды спорта. Значение спорта в жизни людей. Зимняя олимпиада в Сочи.

Февраль

Спортивный досуг «Аты - баты!» Участие в играх с элементами спорта. Организация оптимальной двигательной активности детей. Патриотическое воспитание.

Март

П. игра «Волк во рву». Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.

Апрель

П. игра «Охотники и звери» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.

Май

Игры на воздухе. Народные игры и забавы. Знакомство с традициями народа через игру.

В социально-личностное развитие детей входят такие образовательные области:

- «Безопасность»;

- «Социализация»;

- «Труд».

Содержание раздела состоит из двух составляющих предметное и социальное окружение, ознакомление с природой. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметное и социальное окружение предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя, как активного субъекта природы.

Перспективное планирование по социально-личностному развитию:

Тема занятия Содержание

Сентябрь

«Моя семья». Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо. Называть имена и отчества членов семьи.

Октябрь

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» Воспитывать трудолюбие, коллективизм, умение приходить друг другу на помощь.

Ноябрь

Труд взрослых – «Гончарные мастеровые». Формировать интерес к старинным промыслам. Д/игра «Что, как называется?», знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

Декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима!» Труд в зимнее время. Учить подгребать снег к деревьям, разметать дорожки. Развивать трудовые навыки.

Январь

«Новый год! Наступил». Владение навыками самообслуживания, поддерживание одежды и обуви в чистоте. Умение работать в коллективе, договариваться со сверстниками о том, какую часть работы будет выполнять.

Февраль

«Защитники отечества», «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках отечества, знакомство со сказкой «Каша из топора». Расширять представление о Российской армии.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме, изготовление поделки в подарок маме. Воспитывать чувство любви, уважение и заботы о женщинах. Учить называть место работы родителей.

Апрель

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян для огорода на окне.

Май

«А за нами такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья, как это делали в старину. Загадывание загадок о предметах обихода.

В художественно-эстетическое развитие детей входят такие образовательные области:

- «Музыка»;

- «Художественное творчество».

Для успешного овладения детьми ИЗО деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях:

Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представление о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а так же для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать, что их работы вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру и тд.

Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.

Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий.

Одна из важных задач – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетически оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанной с художественным творчеством.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию:

Тема занятия Цели

Сентябрь

Лепка: «Вылепи любые овощи и фрукты по желанию» Закрепить умение передавать в лепке форму разных овощей и фруктов.

Октябрь

Рисование: «Веселые игрушки» - городецкая роспись. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображения детей; Познакомить с деревянной, резной богородской игрушкой; учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек : яркий народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки.

Ноябрь

Аппликация: «Дома на нашей улице». «Изба». Учить передавать в аппликации образ сельской улицы. Уточнять представление о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы, удовольствие и радость от создания картины.

Декабрь

Лепка: «Снегурушка». Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления. Воспитывать уважение к сказочным героям.

Январь

Аппликация: «Петрушка на елке». Учить создавать изображение из бумаги. Закреплять умения: вырезать части овальной формы; вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Упражнять в вырезании симметричных частей одежды из бумаги сложенной вдвое. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции.

Февраль

Рисование: «Золотая хохлома». Знакомить с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, выполнять элементы росписи, Развивать чувство цвета, ритма, колорита.

Март

Лепка: «Кувшинчик». Учить создавать изображение посуды из целого куска глины ленточным способом; сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.

Апрель

Аппликация: «Сказочная птица». Закреплять умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Умение вырезать симметричные части из бумаги сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

Май

Рисование: «Роспись силуэтов гжельской посуды». Учить расписывать посуду, располагать узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма; эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям. Закрепления умения рисовать акварельными красками, готовить на палитре оттенки цветов.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.

Доклад на семинар «Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры» Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Cенсорный - чувствующей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры» Актуальность проекта:В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Статья. Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры
Опубликовано: 20 июня 2016 в 20:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чистякова (УИ 565337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД