МААМ-картинки

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Журавлева Анна
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.

Публикация «Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап- формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

•дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

•отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

•согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

•закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

•дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

•согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий. В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.

Коррекционная работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:

•пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;

•пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;

•пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;

•пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

•пересказы без опоры на сюжетную картинку;

•составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

•составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;

•составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

•составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

•составление рассказа на заданную тему.

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.

1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.

2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.

3. Соотнесение выделенного значения с флексией.

4. Фонематический анализ выделенной флексии.

5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).

6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.

7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

единственном или множественном числе.

Например, дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.

1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду - картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы.) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.

2. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает

вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы.)

3. Сравниваются пары слов: стол - столы. Определяется их различие по семантике (стол - один предмет столы - много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т. д.).

4-5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.

6-7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Учитель-логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи учитель-логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.

В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 октября 2020 в 15:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД