Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Журавлева Анна
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап- формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

•дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

•отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

•согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

•закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

•дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

•согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий. В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.

Коррекционная работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:

•пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;

•пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;

•пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;

•пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

•пересказы без опоры на сюжетную картинку;

•составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

•составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;

•составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

•составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

•составление рассказа на заданную тему.

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.

1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.

2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.

3. Соотнесение выделенного значения с флексией.

4. Фонематический анализ выделенной флексии.

5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).

6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.

7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

единственном или множественном числе.

Например, дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.

1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду - картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы.) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.

2. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает

вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы.)

3. Сравниваются пары слов: стол - столы. Определяется их различие по семантике (стол - один предмет столы - много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т. д.).

4-5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.

6-7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Учитель-логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи учитель-логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.

В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Найди отличия
Автор публикации:
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 октября 2020 в 15:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

1 декабря. Всероссийский день хоккея

Очередной тематический день посвящен одному из самых захватывающих командных состязаний — игре в хоккей. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы заинтересовать детей этим зимним видом спорта.

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «Весёлый снеговик»
Наступила зима, для многих ребятишек - она долгожданная: можно покататься с горки на санках и ватрушках, можно походить по заснеженному стадиону на лыжах,...
Мнемокарточки в автоматическом режиме к песни «Русская зима»
Инновационные технологии в ДОУ. Мнемотехника. Любая инновация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,...
Фольклорный праздник для подготовительной группы «Были бы казачки-казаки будут! К Дню...
ЦЕЛЬ: воспитание чувства уважения и любви к женщине-матери, приобщение детей к культурным ценностям казачества, сохранение исторической памяти. Задачи:...