Папки-передвижки

Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе посредством опытно-экспериментальной деятельности

Дарья Тамаревская
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе посредством опытно-экспериментальной деятельности

В наше время эмоционально- ценностное отношение к природе и в целом экологическое образование является одной из важнейших направлений, в которой проявляется экологическая воспитанность дошкольников. Она выражается в доброжелательном отношении к живым существам и эмоциональной отзывчивости к их состоянию, в интересе к природным объектам, в желании осуществить с ними позитивное и полное взаимодействие, учитывая и опираясь на их особенности как живых существ, и умение, желание заботиться о них, создавать необходимые условия для их жизни.

Публикация «Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Чем раньше способствовать формированию эмоционально- ценностного отношения к природе, тем выше ее уровень будет в дальнейшем. Научить видеть и понимать прелесть и красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, и передать в дальнейшем накопленные в области экологического воспитания знания- являются главными задачами в экологической работе ДОУ. Помимо этого, экологическое образование дошкольников – это большой потенциал их общего развития. Продуманное и системное знакомство дошкольников с миром природы дает возможности для развития у них важнейших областей мышления, таких как: анализ (наблюдение за объектами природы; дети рассматривают и изучают строение живых природных объектов, сравнение (дети находят сходства и различия разнообразных природных объектов, способность устанавливанию взаимосвязей (дети выделяют сами способы приспособления растений и животных к среде их обитания, объединения (дети учатся обобщать животных и растения по группам, опираясь на выделение их основных признаков).

Формирование эмоционально- ценностного отношения дошкольников к природе и экологической воспитанности детей в целом предполагает решение таких задач, как:

- Развитие у дошкольников экологических представлений и знаний о ценности природы, о правилах поведения в ней;

- Формирование умений видов деятельности в природе, развития экологически- ориентированной взаимосвязи с ее объектами;

- Накопление самими дошкольниками опыта эмоционально- позитивного взаимодействия с природой.

Методы экологического воспитания традиционны и прошли проверку годами: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, словесные (беседы, чтение художественной литературы, практические (экологические игры, опыты, труд детей в природе). Однако на сегодняшний день модификация российского образования требует пересмотра технологий воспитания и обучения дошкольников, устремляя педагогов к использованию в своей работе более эффективных методов и форм, которые позволят строить весь педагогический процесс опираясь на развивающее обучение. Одним из таких методов является детская опытно- экспериментальная деятельность.

Все исследователи экспериментирования подчеркивают главную особенность познавательной деятельности детей. Они познают объекты в процессе практического взаимодействия с ними. Практическая деятельность которую осуществляет ребенок выполняет познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, тем самым создавая условия, при которых раскрывается содержание и суть этого объекта. Главным достоинством этого метода является то, что итогу он дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, изучаемого ими, а так же его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дошкольники уже сами по себе являются исследователями, проявляя к разнообразию исследовательской деятельности настоящий интерес, особенно к экспериментированию. Опыты способствуют развитию мышления, логики, творческого потенциала ребенка, дают возможность наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Развивается речь, его познавательная активность, любознательность, восприятие материала, знакомящих его с природными явлениями, стимулируется личностное развитие ребенка.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности являются опыты. Опыт представляет собой наблюдение, проводимое в специально- организованных условиях. В процессе опытов на уровне, доступном дошкольникам, раскрывается суть взаимосвязи и единства неживого и живого, понимание которых составляет основу эмоционально ценностного отношения к природе и экологической культуры личности в целом. Опыты побуждают детей сопоставлять факты, сравнивать, они развивают наблюдательность, мышление и восприятие. В каждом по отдельности опыте выясняются причины наблюдаемого явления, дети подводятся к умозаключениям, рассуждениям. Опыты имеют огромное значение для осознания дошкольниками причинно- следственных связей. Особый интерес детям доставляет экспериментировать с предметами неживой и живой природы. Например, посадив семена цветов, дети наблюдают за ними: какое семя и почему быстрее проросло, зависит ли их рост от погодных условий, и влияет ли на развитие растений человек. На основе анализа устанавливаются связи и закономерности между ростом и развитием растения, а так же роли человека, погодных условий, изменений в природе на этот процесс.

Опыты проводятся и с неживыми объектами. Выясняются свойства воздуха, воды, снега, почвы, песка, камней в зависимости от влажности воздуха, температурного режима, сезона года, воздействия солнца: вода превращается в лед, таянием снега, с его защитными свойствами. Выясняют - растет ли камешек, или семечко растения. В процессе проведения элементарных опытов развивается экологическое мышление, формируется представление о том, что вода является основной частью всех живых организмов нашей планеты. Дошкольники знакомятся с жидким и твердым состоянием воды.

В процессе проведения исследовательской деятельности у детей формируется эмоционально- ценностное отношение к природе, развивается экологическая грамотность и активная природоохранная позиция. В течение нескольких дней, наблюдая за происходящими изменениями на дереве, дети обнаружили что листочки свернулись. Вопрос: «Почему они свернулись?». Что нужно сделать, чтобы дерево не погибло? И найти варианты решения данной проблемы.

При рассматривании цветка дети отмечают их чего он состоит, каковы его функции, что он делает: пахнет, цветет, растет, гнется, колышется, какой он на ощупь: влажный, мягкий, шершавый, гладкий, почему ночью бутон закрыт, а на утро он раскрывается? Чем больше в познании задействовано органов чувств, тем больше свойств ребенок выделяет в исследуемом им объекте.

Опыты помогают понять, как воздух загрязняется транспортными отходами. Можно это сделать таким способом: намазать две белые карточки детским кремом, затем одну оставить на территории ДОУ, но ближе к проезжей части, а другую на лавочке возле входа. По прошествии двух дней рассмотреть их, используя увеличительное стекло. Объяснить и сделать вывод, почему они стали разными.

Главной целью является увлечь и заинтересовать детей занимательными и несложными экспериментами, помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, и хорошо знакомых им предметах и явлениях. В процессе опыта совместно с детьми рассуждать над вопросами и обсуждать полученные результаты. Такая организованная совместная деятельность способствует эффективному развитию наблюдательности у детей, умение мыслить и анализировать.

Знания, полученные в процессе проведения опытов, запоминаются надолго. Большое значение имеет то, чтобы все дети, но по отдельности, проводили собственные опыты. Детям нужно делать все самостоятельно, а не быть в роли наблюдателей. Какими бы увлекательными не были действия, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Исследовательская деятельность вызывает у детей большой интерес. Опыты становятся своего рода фокусами. Только вот если загадка фокусов в конце концов остается неразгаданной, то все, что в итоге мы получаем в результате проведения опытов, можно понять и объяснить. В процессе исследования у ребенка появляется возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «почему?», «как?». Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации ребенок получает, и по итогу он и быстрее и полноценнее развивается.

Для успешного развития навыков опытно-экспериментальной деятельности детей, в дальнейшем формирующие эмоционально- ценностное отношение к природе, необходимо создавать в группах нужные условия, а именно: сделать уголок экспериментирования для самостоятельной и свободной деятельности детей, для индивидуальных занятий. Он должен быть оснащен специальным оборудованием, различными материалами: природным материалом (камешки, глина, почва, ракушки, перья, каштаны, песок, спилы деревьев, бросовым материалом (деревянные, пластмассовые и железные предметы, разные ткани и др.). Разнообразные виды бумаги. Пипетки, увеличительные стекла, мерные стаканчики и ложки, магниты,. Схемы – модели проведения опытов. И прочий материал: мука, сахар, соль, крупы. Материалы в уголке экспериментирования лучше распределить по разделам : «Песок и вода», «Магниты», «Воздух», «Бумага», «Свет».

В предметную среду необходимо включать содержание, способствующее расширению опыт ребенка : нужное детям количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, книги по интересам детей, глобус, географические карты, материалы для формирования естественно- научных представлений: «Вода – помощница», «Воздух- невидимка». Очень важно продумать организацию предметной среды для дальнейшего решения проблемных ситуаций. В уголке экспериментирования должны быть схемы опытов. В процессе детям нужно их рассмотреть, подобрать нужные приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод.

Содержательная среда на практике дает ребенку возможность самостоятельно работать с объектами.

Так же, при постановке познавательных задач важным условием является создание проблемных ситуаций. Она возникает тогда, когда задача уже поставлена, но решить ее сразу дети не могут. В таких ситуациях самостоятельная работа детей носит поисковый характер. Познавательная задача всегда содержит вопрос, например: «Почему на земле лужи?», «Почему качаются ветви деревьев?», «Могут ли растения расти без света (тепла, влаги? «Почему осенью растения желтеют, увядают, теряют листья?».

После того, как дети принимают познавательную задачу, начинается ее анализ: выявляется известное и неизвестное. Их мнения бывают как правильные, так и ошибочные, зачастую противоречивые. Касаемо воспитателя- ему необходимо выслушать все детские предположения, а так же особое внимание обратить на их противоречивость. Необходимо рассматривать каждое предположение детей; если сами дошкольники не предлагают идей, то сам воспитатель должен их выдвинуть. Заинтересованность в решении задач нужно использовать для выбора вариантов, с целью проверки предположений. По его итогу дети выдвигают предположения о возможном течении явлений природы и их причинах. В процессе совместной или самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность провести опыты, чтобы найти ответы на поставленный вопрос. Процесс и результат подобных экспериментов обсуждаются отдельно с каждым ребенком или с группой детей. Процесс проведения опыта дети фиксируют рисунками- схемами. На заключительном этапе поисковой деятельности происходит подведение и формулирование выводов. Чтобы ребенок самостоятельно сделал вывод самостоятельно, необходимо к этому его побудить.

Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значительно надежнее и прочнее сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Таким образом, подводя итог к вышесказанному, можно сказать, что любой вид деятельности дошкольника, соприкасающийся с природой, может быть назван природоохранным, так как в его процессе дети осваивают разнообразные навыки и умения, приобретают новые знания, осознают значимость тех или иных действий, его роль и место в природе, что является равным образом частью экологической культуры, потому как происходит формирование осознанного, правильного отношения к предметам природы, основываясь на понимание значимости конкретной деятельности человека в природе. По итогу формируется эмоционально- ценностное отношение к окружающему нас природному миру.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles)Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles) Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам из Skittles» Задачи: 1).

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 14:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД