Родионова Елена Дмитриевна
Формы работы с родителями (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с родителями
(из опыта работы)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»
Публикация «Формы работы с родителями (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
2. Объединение усилий семьи и ДОО для развития и воспитания детей.
3. Создание атмосферы взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Названные задачи изучения семьи были поставлены перед педагогами нашего сада. Считаю, что эта работа нужная, она направляет использование знаний и умений педагога на повышение педагогической культуры родителей, повышает его авторитет. Этому способствуют консультации и семинары для воспитателей о методах изучения семьи, об использовании полученных данных в дальнейшей работе с родителями, об анализе педагогических ситуаций, возникающих в семье.
В нашем ДОУ мы построили работу с родителями с учетом социального статуса, микроклимата семьи, родительских запросов и степени заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением.
В своей работе по изучению семьи я использовала как традиционные методы – посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, целенаправленные наблюдения за детьми в условиях детского сада и семьи, так и инновационные формы и методы – опрос на любые темы, открытые занятия, мастер –классы. Уже с первого посещения семьи вижу, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи заранее определяю конкретную цель и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка. Например, при посещении на дому семьи ребенка младшего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка младшего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно – гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: «Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «Воспитание интереса к книге», «Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье».
Чтобы посещение на дому было эффективней, информирую родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, четко определяю задачи по конкретному вопросу воспитания. Например, после посещения одной из семей, целью которого была беседа о воспитании трудолюбия у ребенка, предложила родителям, во – первых, поручить девочке (5лет) полностью уход за комнатными растениями, во- вторых, поощрять разного рода помощь девочки в хозяйственных делах, следить за тем, чтобы она доводила начатое до конца. Посоветовала каждый раз отмечать проявления интереса к труду, любое трудовое усилие, чаще беседовать с дочерью о своей работе, развивать интерес к труду родителей.
Во время посещений на дому отмечаю, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания, предлагаю родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях.
Кроме посещений на дому, при изучении семьи использую индивидуальные беседы с родителями. Преимущества индивидуальной беседы заключаются в том, что провести ее можно в любое время, она дает возможность непосредственного контакта с родителями ребенка. Залог успешной беседы – глубокое знание педагогом характерных особенностей развития каждого ребенка, умение найти общий язык с родителями, конкретно поставленная цель. Например, у мальчика (4года) в группе я заметила пренебрежение к девочкам. Во время индивидуальной беседы с матерью с помощью наводящих вопросов выяснила, что у него такое же отношение к младшей сестре дома. На мой вопрос: «А не мог ли сын эту привычку перенять от отца?» - откровенно ответила: «Да, наш папа считает, что такого рода обращение к женщине нормально». Выяснив причину, наметила и тему следующей индивидуальной беседы с отцом мальчика – о социальной значимости уважительного отношения к женщине, о значении личного примера. Также были намечены и задачи индивидуальной работы с ребенком в детском саду: стараться вовлекать мальчика в общие игры с девочками, привлекать его к практической помощи девочкам во время дежурств, хозяйственно – бытового труда.
Метод анкетирования позволил собрать данные о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. В целях знакомства с семьей анкетирование проводили в начале года. Собранные сведения использовались при планировании организационно –педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.
В практике довольно широко в целях изучения семьи используется такая форма как опрос родителей на любые темы. Преимущество опроса в том, что с его помощью воспитатели получают данные о какой – либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Например, перед родительским собранием на тему «Воспитание трудолюбия у ребенка в семье» предложила родителям старшей группы ответить на следующие вопросы:
1. В каких случаях ваш ребенок трудится: если его позовут на помощь, если ему поручат самостоятельное трудовое поручение; по своей инициативе?
2. Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые обязанности дома? Какие?
3. Каково отношение вашего ребенка к труду: охотно выполняет трудовые поручения (всегда, иногда, никогда); проявляет интерес к работе (всегда, только к отдельным видам труда, никогда?
4. Каковы по - вашему, мотивы его трудовых усилий: желает помочь, потому что увлечен орудиями труда, материалами; боится наказания за непослушание; стремиться получить похвалу?
5. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь?
Такие опросники не только помогают выявлять трудовые навыки, мотивы, интересы ребенка, но и его представления о труде окружающих взрослых, подсказывают родителям направление дальнейшей работы по воспитанию у ребенка трудолюбия.
Открытые занятия для родителей –это всегда интересно. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребенка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умением других детей. А также родители получают возможность перенимать у педагога приемы обучения.
Другая эффективная форма работы с родителями – мастер-класс. Благодаря практикуму: «Рисуем вместе!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях. На другом мастер-классе родители узнают, много нового, например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками развивающую игру. Все это проводится с целью помочь родителям в их не легком труде – воспитании детей.
Особой формой изучения семьи являются конкурсы, так как при их проведении воспитатель узнает об увлечениях родителей, о которых они не всегда сами расскажут, но которые имеют положительное воспитательное значение. Так, например, во время конкурса «Лучший дворик», к участию в котором были привлечены родители, мы выяснили, кто из пап увлекается поделками из дерева, у кого из мам несомненный талант рукодельницы. В нашем детском саду проводились также конкурсы «Поделки из природного материала», «Игрушки-самоделки», «Куклы-персонажи сказок» и др. Зная, у кого из родителей какие интересы и способности я уверенно могу обратиться за помощью или советом.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда у нас все получится.