Елена Алексеевна Федорченко
Фотоотчет «Конструирование во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение конструирования в развитии
детей младшего дошкольного возраста».
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,
является конструирование.
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.
Публикация «Фотоотчет „Конструирование во второй младшей группе“» размещена в разделах
Во второй младшей группе дети делают более сложные постройки. И детали становятся разнообразными. Добавляются окна, двери. Дети строят дома и мебель с перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному. Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка, а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо, но сделать это уже можно более сложным способом. Например, «посадить» вдоль дорожки деревья. Около дверей домика можно посадить собачку, а для машины сделать гараж с открывающимися дверями. Расширяется и возможность выбора. Взрослый готовит не только обязательные для использования детали, но и дополнительные, причем нескольких видов. Ребенок должен получить определенные навыки, но дополнить постройку он может по своему усмотрению. В этом возрасте уже широко применяется конструктор Lego или родственные ему наборы. С такими конструкторами дети чаще играют вне занятий. Необходимо, чтобы детали были достаточно крупными. Лучше, если коллективная постройка может постоять несколько часов после занятия, чтобы все дети могли ее рассмотреть и обыграть.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут
«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет
конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:
мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая
деятельность?
1 Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности
ребенка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,
ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2 .Конструирование также способствует развитию образного мышления:
ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того,
что получится.
3 .Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ
постройки, описание пространственного расположения отдельных
деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных
действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его
словарный запас.
4 Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это
крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как
усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать
свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6 .А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии,
воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
• работать дружно, не мешая друг другу.
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам
и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики.
Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.
Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами).
Конструктивная деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.
Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с
материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после
начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец
взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более
самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов,
кукольной мебели).
К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте
оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору
строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей,
машинки, куколки, животных.
Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.