Cветлана Цицарова
Годовой отчет учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой отчет учителя-дефектолога
Целью деятельности являлась коррекционная работа в группе, направленная на развитие эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• Познание
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
Публикация «Годовой отчет учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
- развитие базовых психических функций.
Формирование элементарных математических представлений:
- для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и параметрам, др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
- формирование представлений о множестве, количественном представлении, пространственном и временном представлении.
Конструктивная деятельность:
- формировать умение выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами;
- преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.);
- закреплять навыки моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов;
- закреплять умение конструировать из строительного материала, бумаги, природного материала, обучают различным способам крепления деталей конструкторов;
- формировать навыки предварительного планирования;
- развивать восприятия пространственных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.
• Коммуникация
Развитие речи:
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Подготовка к обучению грамоте:
- развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза;
- формирования графомоторных навыков;
- знакомство с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями;
- знакомство с печатными буквами;
- способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения;
- формирование навыков послогового чтения.
• Чтение художественной литературой:
- расширение представлений об окружающем мире, расширение словаря.
• Социализация:
- формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. ;
- формировать умение правильно строить ролевое взаимодействие;
- формировать умение отражать в игре ролевые связи и отношения.
• Художественное творчество:
- развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации;
- формирование изобразительных умений и навыков;
- коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы;
- формирование навыков планирования;
- развивать умение составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным.
- развитие творческих способностей по средствам применения нетрадиционных техник рисования.
• Здоровье:
- знакомство с основами безопасности жизни (ОБЖ).
В соответствии с целью, с учетом общего годового плана за учебный год были проведены следующие мероприятия:
• Обследование детей с целью определения уровня развития, согласно программе, для построения адекватного направления и определения эффективного педагогического воздействия (дефектологическое обследование детей, комплектация подвижных подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в диагностических картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).
• Проведение подгрупповой и индивидуальной организованной деятельности с детьми в соответствии со структурой нарушения и развития с целью коррекции имеющих недостатков в развитии (темы, задачи и содержание отражены в перспективном и календарном планировании).
• Консультирование педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ЗПР.
• Посещение открытых мероприятий педагогических работников МКДОУ.
• Участие в семинарах, консилиумах, заседаниях, педагогических советах, методических объединениях, конкурсах, родительских собраниях.
• Проведение открытых мероприятий.
• Работа с документацией.
• Работа по теме самообразования «Применение компьютерной техники и информационных технологий в рамках коррекционной деятельности» (обучение сотрудничеству и новым формам общения между ребенком и педагогом для поддержания положительного эмоционального состояния ребенка в процессе непосредственной организованной деятельности).
Диагностическое направление (работа с детьми)
Результаты
Обследование Срок Содержание 1 2 3 итог
Первичное
1-15
сентября Диагностическое обследование детей с целью выявления уровня развития познавательных психических процессов, выявления степени сформированности знаний, умений, навыков в объеме программы.
Промежуточное
1-15
января Обследование детей с целью выявления особенностей динамики развития детей в специально организованных условиях. Внесение корректив в коррекционно-педагогическую работу в следующем полугодии.
Итоговое
15-30
мая Диагностическое обследование детей с целью определения характера динамики развития и оценки результативности работы за год. Прогнозирование дальнейшего развития детей.
С учетом полученных результатов первичного обследования Никита и Юлия показали самый низкий уровень развития. Этих детей я внесла в группу риска. На консилиуме специалистов МКДОУ было принято решение создать для них комплексно-индивидуально-ориентированную программу развития.
В течение всего полугодия проводила планомерные наблюдения за развитием детей в условиях коррекционного обучения. Сформировала подгруппы детей для проведения непосредственно организованной образовательной деятельности. Состав подгрупп имел подвижный характер. Проводила подгрупповую и индивидуальную организованную деятельность с детьми в соответствии со структурой нарушения и развития с целью коррекции имеющих недостатков. Темы, задачи и содержание занятий отраженны в перспективном и календарном планировании. А вот по результатам промежуточной диагностики динамика в развитии детей значительно улучшилась. По результатам вторичной диагностики
Но у Никиты и Юлии результаты в развитии немного изменились в положительную сторону. Поэтому дети направлены на МППК с целью анализа процесса коррекционного воздействия на развитие детей и оценки его эффективности. Для них были внесены коррективы в коррекционно-педагогическую работу на следующее полугодие.
Коррекционно-педагогическая работа строилась по итогам диагностики детей. Задачи коррекционной работы решались различными методами на индивидуальной и подгрупповой НООД с детьми для обеспечения уровня усвоения программного материала.
Коррекционно-педагогическое направление (работа с детьми)
Содержание Срок
Планирование образовательной и коррекционной работы с учетом результатов обследования.
В течение
учебного года
Проведение НООД, обеспечивающей усвоение программного материала.
Организовать индивидуальную деятельность с детьми в соответствии со структурой нарушения и развития с целью коррекции имеющих недостатков.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление (работа с родителями)
Содержание Срок
Анкетирование и опрос родителей (сбор информации о развитии ребенка, о воспитании его в семье, традициях семьи, укладе семьи).
В течение
учебного года
Участие в родительских собраниях группы ( ознакомление родителей с результатами диагностики: раскрытие основных отклонений в развитии детей, причины их возникновения, степень отставания от нормы, необходимость совместных усилий в преодолении нарушений, определение путей решения проблем (ознакомление с планом работы на этот период, его задачами, содержанием). Формирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми.
Встречи, беседы, методические рекомендации (сообщение об индивидуальных особенностях развития детей с ЗПР, обучение коррекционным приемам работы в в семье).
Проведение НООД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром. Тема: «Дары осени» (создание условий для объективной оценки родителями успехов свих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условия).
Тематическая выставка «Народные традиции семьи» Приобщение, обмен опытом о семейных традициях.
Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого- педагогического обследования).
Тематическая выставка «Растим здоровых детей» Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.
Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения. Рассказ об успехах детей и их трудностях, которые возникли в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание. Раскрытие основных направлений подготовки к школе.
Проведение НООД по ФЭМП. Тема: «Сложение и вычитание» (создание условий для объективной оценки родителями успехов свих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях).
Тематическая выставка «Книга в нашей семье» Развитие педагогической грамотности родителей, обмен опытом при воспитании ребенка с ЗПР. Привитие детям любви к книге.
Индивидуальные беседы «Пальцы помогают говорить» Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.
Проведение НООД по обучению грамоте. Тема: «Гласные-согласные» (создание условий для объективной оценки родителями успехов свих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях).
Наглядно-информационное методическое обеспечение ( уголок для родителей: стенд, папки). Разработка рекомендаций, представление различного дидактического материала. Включение родителей в совместную педагогическую деятельность.
Участие в конкурсах (привлечение родителей к участию в работе коррекционной группы и детского сада).
Подведение итогов обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала в летний период.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление (работа с педагогами)
Содержание Срок
Консультирование и оказание практической помощи воспитателям и специалистам МКДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития
В течение
учебного года
Посещение НООД воспитателей и специалистов дошкольного учреждения.
Участие в консилиуме МКДОУ «Анализ и обобщение материалов диагностики»
Выступление на ГМО «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида в соответствии ФГТ»
Выступление на педсовете МКДОУ «Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Участие в совместных заседаниях, педагогических советах МКДОУ.
«Преемственность коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога и воспитателей» (организация деятельности в условиях взаимодействия)
Наблюдение за деятельностью детей (в ходе режимных моментов, в непосредственно-организованной образовательной деятельности) в группе №4 с их последующим анализом.
Организационно-методическое направление
Содержание Срок
Обеспечение дефектологического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. Изучение новинок методической литературы. Изучение статей на сайтах: «Дефектология для вас», «Педагогическая библиотека», «Дефектолог +», «Логопед», «Наши детки», «Болтунишка», «Логопункт» и др.
В течение
учебного года
Изготовление новых дидактических игр и методических пособий.
Создание предметно-развивающей среды в кабинете/группе.
Оформление и ведение отчетной документации.
Создание методическо-информационного уголка для родителей и педагогов по вопросам развития и коррекции детей.
Самообразование «Применение компьютерной техники и информационных технологий в рамках коррекционной деятельности»
Диаграмма
По результатам проведенной коррекционной работы наблюдается положительная динамика в развитии детей диагностико-коррекционной группы №4.
Результаты коррекционно-педагогической работы за учебный год
Методическое пособие: «Подготовка детей к школе с ЗПР» С. Г. Шевченко
Сопровождение
детей группы Количество детей, включенных в список в начале учебного года Выбыло в течение учебного года
по разным причинам Прибыло в течение учебного года
Учебно-образовательный маршрут
Переведено в дошкольное учреждение общего назначения Рекомендовано иное, соответствующее структуре дефекта, дошкольное учреждение либо группа Рекомендовано повторное
прохождение программы Рекомендовано обучение в общеобразовательной школе Рекомендовано обучение в
специальном классе или в классе интегрированного обучения и воспитания общеобразовательной школы
10 9 0 1 0 0 1 3 6
Специалисты ЦДиК
В результате работы с детьми воспитателями и мною было отмечено, что к концу года уровень самооценки у них нормализовался, дети чувствуют себя уверенно не только в стенах моего кабинета, но и в группе в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.
В течение учебного года я работала в тесном контакте со всеми участниками коррекционно – образовательного процесса: с учителями-дефектологами, педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями и родителями. Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с детьми, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Я систематически информировала педагогов о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей, посещаю группу с целью наблюдения за детьми.
На новый учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-дефектолога и родителей детей с нарушениями в развитии разнообразить формы домашнего задания, с целью увеличить роль работы родителей и повысить результаты работы; проводить НООД, используя различные современные методы коррекционной работы.