Получи документы

Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).

Анна Банникова
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).

Формирование представлений об окружающем мире (живая природа) у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.

Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, познавательной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с ЗПР [61].

Публикация «Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром, (живая природа),» размещена в разделах

Целью формирующего этапа экспериментальной работы должна явиться разработка содержания коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных путей и средств формирования представлений об окружающем мире в условиях специального дошкольного учреждения.

При формировании представлений об окружающем мире у детей с ЗПР в процессе организации коррекционно-развивающей работы исходными позициями будут являться знания о генетическом ходе развития познавательной деятельности, о поэтапном формировании умственных действий, особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР.

Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые испытывают дошкольники с ЗПР 4 – 5 лет при решении поставленных задач, отмечены были особенности и недостатки сформированности представлений о живой природе. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире должен осуществляться на занятиях с использованием дидактических игр.

В процессе формирования представлений о живой природе в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др. [59]

Данная программа базируется на следующих принципах:

• Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору

коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Дети 4-5 лет с ЗПР имеют интерес к предметно – операционной и игровой деятельности, поэтому игровое предъявление заданий повышает продуктивность их деятельности.

• Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает

изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития. Реализация этого принципа при работе с детьми с ЗПР 4-5 лет осуществляется за счет дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала и оказания индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, зрительных опор, речевого регулирования, подведения итога выполнения задания и его оценки.

• Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Программа предназначена для детей 4 – 5 лет с ЗПР, направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях живой природы.

Новизна данной программы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (видеоролики, презентационные слайды) и расширении категории детей, на которых она реализуется. В данной рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Цель данной программы – уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей о живой природе.

Основные задачи программы :

1. Формирование представления о многообразии животного и растительного мира, развитие интереса к его познанию.

2. Воспитание бережного отношения ко всему живому.

3. Подготовка детей к обучению в школе.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы дошкольники овладевают следующими умениями и навыками:

• проводить наблюдения за изучаемыми объектами с помощью взрослых;

• проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;

• распределять предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;

• называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;

• устанавливать простейшие причинно – следственные связи наблюдаемых природных явлений с помощью педагога.

К концу подготовки дошкольники должны знать :

• группы растений и животных; деревья и кустарники; насекомые, рыбы, птицы, звери;

• названия 5-6 растений и 4-5 животных;

• правила поведения в природе.

При коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития следует ориентироваться на следующие направления:

1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Целенаправленное формирование высших психических функций:

4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Ожидаемые результаты внедрения данной программы.

• Активизация познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

• Восполнение пробелов предшествующего развития, ослабление степени отставания детей по основным линиям развития.

• Овладение знаниями, умениями и навыками в объеме данной образовательной программы.

Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью.

Всю коррекционную программу, направленную на формирование представлений об окружающем мире по разделу «Живая природа, можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап:

Цель: обобщить имеющиеся знания о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, создать атмосферу доверия ребенка к воспитателю, возникновение у ребенка желания поделиться тем, что для него интересно, чем он гордится, или что его может огорчать, не удовлетворять и т. д.

На данном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.

На подготовительном этапе следует использовать настольно-печатные игры как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в повседневной жизни. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Примеры игр приедены ниже:

«Покажи отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т. е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? И т. д.).

Игровое упражнение «Обведи и назови животное», «Обведи фри назови фрукты».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима, зеленый (весна, красный (лето) и желтый (осень, картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников :

«Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

Основной этап.

Цель: формировать представления о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Природа зимой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

Конспект по первичному ознакомлению с предметом «Живая природа. Помидор» Конспект по первичному ознакомлению с предметом/ Раздел: Живая природа Тема: Помидор Цели: 1. Познакомить детей с помидором, закрепить в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Наш дом — природа» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов Т Р И З «Наш дом-природа» в старшей логопедической группе. Программное.

НОД по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе. «Природа вокруг нас. Свойства снега» Цель: Закреплять у детей конкретные представления о сезонных явлениях в природе. Обобщать знания детей о свойствах снега (холодный, белый,.

НОД по познавательному развитию «Живая и неживая природа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД по освоению образовательной области "Познавательное развитие» Тема: "Живая не живая природа". Возрастная группа:.

Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна .

Рабочая программа по освоению детьми 4–5 лет адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.

Экспериментальная деятельность «Природа живая и неживая» Экспериментальная деятельность. Природа живая и неживая. Цель. Знакомить с типами почвы, её составом и некоторыми свойствами; закреплять.

Живая и неживая природаЖивая и неживая природа Цель. Учить различать живую и неживую природу. Видеть её существенные отличия. Развивать связанную речь, внимание, память, воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).
Опубликовано: 16 октября 2016 в 19:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД