МААМ-картинки

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство

Ирина Щепетинникова
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…» (ученый-литературовед Д. С. Лихачев).

Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду заключается в свободном выборе воспитателем художественных текстов для конкретной группы детей, в непринужденной форме организации чтения и в органичном соединении чтения художественной литературы с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе. Важен тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.

Публикация «Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство» размещена в разделах

Дошкольнику не нужны уроки литературы. Книга нужна для того, чтобы увидеть разнообразный мир, удивиться ему, понять его, пережить вместе с героями необыкновенные приключения, порадоваться вместе и возможно огорчиться. Для чтения нужно подбирать хорошие иллюстрированные книги и организовывать чтение так, чтобы это занятие было добровольным, непринужденным. Стоит уделить особое внимание подбору книг. Опорой может стать рекомендательный список, составленный по принципу развивающих функций художественной литературы, а не по исторически-географическому принципу (классические произведения, произведения русской и зарубежной литературы). Нужно помнить, что самое главное - это развитие ребенка, а не изучение литературы.

Детская художественная литература помогает погрузиться в возможные миры посредством моделей человеческого поведения и взаимоотношений. Художественные тексты позволяют очень эмоционально открывать целостную картину мира во всем многообразии, обеспечивают богатую языковую среду, влияют на совместную деятельность детей и взрослых.

Главные функции художественной литературы : познавательно-нравственная и эстетическая. Познавательно-нравственная функция включает в себя: развитие и активизацию психических процессов, расширение представлений, освоение временных и причинно-следственных связей, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоциональных установок к разным аспектам действительности. Эстетическая функция несет приобщение к словесному искусству, развитие хорошей разговорной речи, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций происходит за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов, а также через эмоциональное принятие позиций персонажей или авторской позиции.

Художественные тексты при правильном подборе охватывают большую часть образовательных содержаний, задают смысловой фон и стимул для интегрированных связей. Читая книгу, воспитатель становится проводником в увлекательные миры, партнером для воспитанников, вместе с детьми удивляется, восхищается, сопереживает героям. Так как чтение художественной литературы не может быть продолжено дошкольниками самостоятельно, ведь в большинстве своем дети даже седьмого года жизни не умеют свободно читать, то создается ситуация, когда ребенок зависит от взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора произведений детской художественной литературы и правильной организации его чтения.

В работе с книгой перед педагогом стоят такие задачи, как:

подбор конкретных художественных текстов, исходя из потенциальных возможностей воспитанников группы, с целью увидеть в книге источник любознательности, красоты и выразительности художественного слова;

обеспечение временем и обстановкой для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения прочитанного, воспитание привычки сосредоточенного слушания текстов;

формирование навыка обращения к художественным текстам как смысловому фону разных видов детской деятельности (продуктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской).

Круг чтения можно представить через жанровое многообразие: поэзия-проза, большие литературные формы (авторские поэмы и повести в стихах; авторские повести, рассказы)- малые литературные формы (фольклорные тексты и сказки, авторские стихи и рассказы). Большие повествования не используют в детском саду, преобладают короткие рассказы, сказки, стихи, фрагменты объемных текстов.

Использование разножанровых произведений нужно для того, чтобы постигать мир, осознавать содержательно- смысловую наполненность. Тематизацию художественных текстов традиционно относят к малым литературным формам, т. к. она не совсем подходит к большим литературным произведениям, которые всегда многослойны. Сбалансировать выбор текстов различного типа поможет условное разделение: вымышленный мир, реалистичный и комбинированный (необычный взгляд на обычный мир, волшебное в реальном).

Особенности детей группы, актуальные интересы и индивидуальные характеристики становятся основанием для подбора художественных произведений. Границы возможностей сосредоточенного слушания у старших дошкольников около 20 минут. Поэтому тексты можно разбить на два раздела: длительное чтение и короткое чтение. Педагогу целесообразно проработать списки произведений, прочитать их заранее, определить какие из них подойдут воспитанникам. Зная детей своей группы, воспитатель не ошибется в выборе, найдет нужное, зная, что книга, как неотъемлемая часть образовательной среды, поможет развитию каждого ребенка.

В подборе художественной литературы также очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать важность каждодневного домашнего чтения вслух. Необходимо помочь родителям понять, какое развивающее значение имеет интерес к книге, и предоставить рекомендательный список для чтения в соответствии с возрастом ребенка.

Итак, чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным, войти в привычку, стать традиционным в жизни группы, но самое главное, оно должно быть интересным, регулярным и проходить в непринужденной обстановке.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,.

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Итоговое занятие «Художественная литература и Аппликация» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе.

Комплексное занятие в старшей группе — родная природа и художественная литература Лекарственные растения КрымаЦель:расширять знания детей о растительном мире Крыма,продолжать знакомить с лекарственными растениями,растущими.

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Развитие речи. Художественная литература. Подготовленный.

Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников»Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников» Цель: содействовать воспитанию любви к детской художественной литературе у дошкольников и их родителей, стимулировать самообразование родителей.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Развитие речи. Художественная литература. Развитие речи. Художественная литература Цели и задачи работы с детьми Развитие речи К концу года дети могут • Употреблять слова, обозначающие.

Родительское собрание «Художественная литература, как средство обогащения эмоциональной культуры детей» Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки.

«Поможем Зайчику» — конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» Конспект НОД по образовательной области: «Художественная литература». Возрастная группа: I- младшая. Тема занятия: «Поможем Зайчику». Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство
Опубликовано: 23 июня 2015 в 17:33
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД