Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Татьяна Шумкина
Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Слайд 2

Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом.

Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности.

Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, моделей отношений.

Театрализованные игры, как никакие другие, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребностной сферы дошкольника.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Слайд 3

Таким образом, игра - драматизация:

обеспечивает совместную деятельность педагога и ребёнка;

стимулирует развитие образной выразительной речи детей;

способствует совершенствованию диалогической и монологической речи;

помогает развитию творческой активности;

служит средством самовыражения и самореализации ребёнка;

является эффективным средством развития индивидуальных способностей детей;

оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Слайд 4

Целью театрализованной деятельности является формирование у детей интереса к театральному искусству, творческую самостоятельность ; закрепление умения использовать средства пантомимической выразительности, самостоятельности в организации театрализованной деятельности.

Слайд 5

Основными задачами являются:

Образовательные:

-формировать образность речи,

-совершенствовать грамматический строй: согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными,

- продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки,

-способствовать развитию диалогической речи,

- развитие словообразования и словоизменения,

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественной литературе,

- создание у детей эмоционально – позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности,

- воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру.

Развивающие:

-развивать творческие способности, умение разыгрывать сказку,

- развитие восприятия, внимания, мышления,

-выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью,

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей,

- развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.

Слайд 6

Игра-драматизация способна решать задачи социально-личностного развития дошкольников при соблюдении следующих условий:

Создание комфортной психологической обстановки;

Создание условий, максимально обеспечивающих речевое развитие детей;

Подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач;

Использование интересных тем занятий, эффективных приёмов и методов работы с детьми.

Слайд 7

Важнейший принцип, на котором строится театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, который согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой. Не менее важны и специфические принципы данной деятельности: принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; принцип импровизационности, который обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; принцип интегративности, в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Слайд 8

В играх-драматизациях использую следующие технологии:

игровая создает мотивационные основы для формирования навыков и умений деятельности, является базисом для последующей учебной деятельности;

упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка;

пластические этюды и танцы способствует тренировке и расслаблению детского организма, эмоциональной разрядке, снятию физического и нервного напряжения, развитию ритмичности и координации движений.

Слайд 9

В моей работе применяю следующие методы:

Наглядные (рассматривание иллюстраций, книг, картинок, дидактические материалы).

Словесные (дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами; рассказывание сказки по очереди).

Практические (изготовление атрибутов к играм, поделки по мотивам сказок).

Использование электронно-образовательных ресурсов.

Слайд 10

Начиная работать в данном направлении, я предполагала следующие результаты:

для детей: повысится темп развития речи в целом, дети научатся позитивному взаимодействию со сверстниками, активизируется словарь, улучшится звуковая культура речи, её интонационный строй;

для педагога: повышение уровня профессиональной деятельности в организации и проведении театрализованной деятельности с детьми;

для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми;

для ДОУ: организация спектаклей, конкурсов, распространение опыта среди педагогических работников.

Слайд 11, 12

Мной была изучена методическая литература, проведен мониторинг, анкетирование родителей, разработан перспективный план работы с детьми, в группе создан уголок речевого развития, центр музыкально-театрализованной деятельности, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски, в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами, наглядные пособия: схемы, рисунки, дидактические игры.

Во время непосредственно образовательной деятельности театрализованная игра используется мною как игровой прием и форма обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Так же используются игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи, скороговорки, упражнения для развития речевого дыхания.

Слайд 13

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Слайд 14

Поставлены театрализованные представления: «Репка» (совместно с родителями, «Теремок» (кукольный театр), «Колобок», «Хаврошечка».

Участие в инсценировках давало возможность детям перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать в присутствии зрителей. Это вызывало у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). На этом этапе также использовались приемы индивидуально – дифференцированного подхода: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или добрую Хаврошечку. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Слайд 15

Для достижения наиболее высоких результатов работы в данном направлении и реализации поставленных задач моей деятельности, я стараюсь выстраивать партнерские отношения с родителями, вовлекать их в образовательный процесс.

Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

Были проведены следующие мероприятия:

консультации: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», «Основы театральной культуры»;

родительские собрания: «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста?», «Подготовка детей к обучению в школе»;

семинары-практикумы: «Играя, развиваем речь детей», «Формирование умения строить диалог»;

тематические выставки: «Любимые сказки нашей семьи», фотовыставка «Мы – артисты».

родительские гостиные

Слайд 16

Итак, в результате дети старшего возраста свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Дети подготовительной к школе группы владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Дети творчески применяют в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, согласованность действий с партнёрами.

Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

Слайд17

Работа в данном направлении показала, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Дальнейшие перспективы нашей работы:

Более глубоко развивать творческую самостоятельность детей в передаче образа, выразительность речевых и пантомических действий;

Повысить свой профессиональный уровень, знакомясь с новинками в области дошкольного образования и опытом коллег;

Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания

Постановка театральных спектаклей совместно с родителям

Публикации по теме:

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.

«Психологическая гостиная как средство формирования компетентности родителей ДОУ». Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» Выполнили:.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
Опубликовано: 16 июля 2017 в 18:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект игры — Драматизации «Репка». (вторая младшая группа)
IMG]/upload/blogs/detsad-1424688-1542655541. jpg[/IMG] Цель: 1. Учить детей понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками;...
Фотоотчет к Дню матери коллективная работа из пластилина «картина для самой любимой!»
Добрый день! Гости моей странички! Сегодня я хочу представить вашему вниманию фотоотчет о коллективной работе из пластилина к дню матери. Эту работу мы...
Осенний утренник в подготовительной группе «Гуси-лебеди».
Осенний утренник в подготовительной группе «Гуси-лебеди» Действующие лица: • Гуси-лебеди • Алёнка • Ванечка • Отец • Мать • Подружки • Баба-яга • Печка •...
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Осенний лес»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Образовательный центр "Протон" Конспект непосредственно-образовательной...
Сценарий ко Дню Матери «Наши мамы»
Филиал «Детский сад №11 с. Калинино» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская основная общеобразовательная школа»...