Ершова Людмила Анатольевна
Игра как средство общения детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Самообразование)
Актуальность темы: игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждение от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.
Игра - это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
Публикация «Игра как средство общения детей младшего возраста» размещена в разделах
Интерес к человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимое для жизни навыки.
Ребенку, который не до играл в детстве, будет сложно налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что даёт нам игра - это самосовершенствование, стремление стать лучше. Исторически сложилось как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра стала сама элементом культуры, передающимися детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры - игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.
Изучая эту тему, я учитывала психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.
Цель: изучить возможности игры, как средство формирования навыков общения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Наполнить игровую деятельность детей детей раннего возраста активно деятельным эмоционально комфортным содержанием;
2. Выявить творческие возможности ребенка, посредством игры;
3. Сформировать основы " игровой культуры"; создать условия для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми;
4. Расширять кругозор ребенка по средам игры; развивать коммуникативные способности детей;
5. Сформировать художественно - эстетической вкус ребенка.
Методы и приёмы; игра - это основной вид деятельности ребенка. Она показывает многократное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяется дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. При обучении и правильном подборе материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборные пирамиды, матрёшки, башенки, строительный материал и сюжетные игрушки, куклы с атрибутами, мишки. Эти действия ребенок производит по подражанию, после показа взрослого. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другую (зайки, мишки, онн активно ищут предмет, необходимый для завершения действия например: одеяло чтоб уложить куклу спать. Мисочку, чтобы покормить мишку. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность. Погуляв с куклой кормят её и укладывают спать. Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки показ игрушек, персонажи кукольного и настольного театра. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно. Дети понимают элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами: радуется, сердиться, испугался, жалеет. В речи появляются оценочные суждения: плохой, хороший, красивый. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
И основная задача воспитателя на этом этапе, не объяснять, как надо играть, а принимать позицию партнёра, играть вместе с детьми.
Игры позволяющие осуществлять общение детей младшей группы
Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально - окрашенная деятельность ребенка, характеризующая с точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющими правилами. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила обязывать подчиняться цели и смыслу игры, дети должны уметь ими пользоваться, в разных условиях.
Дидактические игры - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Играя, он изучает цвет, форму, свойство материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Театрализованные игры - у детей формируется уважительное отношение к другу другу. Они понимают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, формирует их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое общение взрослого и ребенка. Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью я использую игры драматизации. Именно игры драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр драматизации подбираю скажи, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Это ""Колобок", "Теремок", "Кто сказал мяу", "Волк и семеро козлят", "Под грибом".
Сюжетно-ролевые игры - первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.
План работы по самообразованию на 2021 -2022 учебный год
Самореализация
Сентябрь- декабрь
1. Сбор информации и методов работы на тему: "Игра, как средство общения детей младшего возраста".
2. Создание картотеки игр для работы с детьми.
Январь - май
Создание картотеки дидактический игр для детей раннего возраста.
Отчёт о проделанной работе
Работа с педагогами
Январь
Консультация на тему: "Игра, как средство общения детей младшего возраста".
Май
Отчёт по теме самообразования. Тема: "Игра, как средство общения детей младшего возраста".
Открытое занятие: "Бабушка Арина в гости к нам пришла".
Работа с детьми
Сентябрь
Знакомство детей друг с другом.
1. Игра "Колокольчик"- для формирования умений детей приветствовать друг друга, настраивание детей на доброжелательный лад.
2. Игра "Клубочек" для знакомства детей друг с другом, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
Октябрь
Игры на развитие навыков общения.
1. Игра "Ласковое имя", для обучения взаимодействию детей друг с другом, называя имя сверстника.
2. Игра "Кто пришел к нам в гости", для формирования самоуважения детей, активизации доброжелательного отношения детей к сверстникам.
3. Игра "Покажу, как я люблю", для формирования у детей умения любить окружающих.
4. Игра "Паровозик "
Ноябрь
Дидактические игры
1. Шарик в ложке.
2. Шнуровка.
3. Соберём пирамидку.
4. Разложи кубики.
Декабрь
Игра ситуация : "Хлопья снежные кружат", "Лошадки бегут по снегу ", "Звери встречают Новый год ".
Январь
Развитие общения через сюжетно-ролевые игры: "Транспорт ", "Магазин ", "Больница ".
Открытое занятие на сюжетной основе: "В гости к зайке ".
Февраль
Дидактические и подвижные игры: "Кто скорее снимет ленту", "У кого мяч", "Где кто живёт и что делает ".
Март
Театрализованные игры: "Сказка Репка ", "Колобок ", "Наши уточки с утра. "
Апрель
Закрепление полученных умений у детей используя все виды игр.
1. Дидактическая игра "Узнай меня "
2. Подвижная игра "Перелёт птиц"
3. Сюжетно-ролевая игра "Семья"
4. Театрализованная игра "Огуречик, Огуречик"
Май
Подведение итогов проделанной работы.
Открытое занятие по развитию речи "Бабушка Арина в гости к нам пришла".
Список изучаемой литературы:
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова//М., изд-во Мозаика - Синтез, 2008 г.
2. Галигузова Л. И., Смирнова Е. О., Ступени общения от года до семи лет.
3. Новосёлова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.
4. Найбауэр А. В., Куракина О. В. МАМА РЯДОМ игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки и развития ребенка., изд-во Мозаика -Синтез, 2017 г.