Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

Светлана Лодина
Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект

«Игры – путешествия в прошлое электрической лампочки»

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: Путешествие в прошлое осветительных приборов

Возраст детей: 6-7 лет

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Цель: Знакомство с историей осветительных приборов.

Обучающие задачи:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления осветительных приборов

2. Формировать умение выражать свои мысли.

Развивающие задачи:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

2. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Методы и приемы: наглядные -презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки», рассматривание предметов, показ иллюстраций; словесные - беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, игровые -игровая ситуация; дидактические игры, пальчиковая игра, практические -моделирование, практические упражнения.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»; старинные осветительные приборы: факел, светец, керосиновая лампа, ёмкость с водой, панно «Река времени», предметные картинки, макет пещеры, горницы, палочки деревянные на каждого ребенка, лучины, свечи, музыкальное сопровождение.

Ход:

Воспитатель: (Вносит в группу лучину) Ребята, как вы думаете, что это такое? (палочка, щепка, деревяшка) А вы знаете, что в давние-давние времена эта щепка освещала жилища людей? А называется эта щепка-лучина.

Воспитатель: А вы хотите узнать чем ещё в давние времена пользовались люди для освещения? Как нам это сделать? (Дети принимают решение отправиться в прошлое)

Воспитатель: Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «Реке времени», туда, где живут предки электрической лампочки.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (варианты детей)

Вношу макет машины времени с кнопками: «Древность» «Старина» «Современность»

(Дети нажимают кнопку «Древность», под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

Медленно подвожу кружащихся детей к имитации пещеры.

Воспитатель: Куда же мы попали?

Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).

Дети рассаживаются вокруг очага.

Воспитатель: Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?

Воспитатель: А что же освещало пещеру? (огонь)

Воспитатель: Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты.)

Воспитатель: Давайте и мы попробуем развести огонь. Садитесь скорее у дров, берите палочки.

Пальчиковая гимнастика «Костер» (с палочками)

Палочку кручу, верчу,

Развести огонь хочу.

Быстро палку повертели,

Искры сразу полетели,

Разбудили мы огонь,

Ты рукой его не тронь!

Воспитатель: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

Воспитатель: А для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (приготовление пищи, обогрев, чтоб отпугивать животных).

Воспитатель: Всё верно. Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем.

Воспитатель: Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь в темноте? (Предположения детей).

2 Слайд Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (Демонстрация предмета).

Воспитатель: С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения.

Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу факел называют его положительные и отрицательные качества.

Воспитатель: А факел может быть предком электрической лампочки?

Воспитатель: Но время не стоит на месте, и нам с вами пора отравляться в «Эпоху старины». Дети нажимают кнопку «Старина» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

3 Слайд Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити.

Воспитатель: Угадайте, какой предмет освещал помещение в это время?

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали, Песню пели, славно… чинно

А зовут ее… (лучина)

Воспитатель: Это обычная щепка, заострённая на конце. (у каждого ребенка) Ее отщепляли от полена. Чаще делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло? Надолго нам хватит лучины? (Поджигаю лучину, и наблюдаем, как она горит.)

Воспитатель: Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую.

Воспитатель: Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?

Воспитатель: Шли годы, и человек придумал более удобный источник для освещения. А какой узнаете, отгадав загадку.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

4 Слайд Свечами освещали небольшие жилища. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече.

5 Слайд А огромные залы во дворцах использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.

Воспитатель: Вы знаете, из чего делали первые свечи?

6 Слайд Оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают свечи сейчас? (из воска) Рассматриваем свечи. (у каждого ребенка)

Воспитатель: Что есть у свечи? (фитилек) Из чего сделан? (из скрученной ниточки) Для чего он нужен? В пламени свечи сгорает все плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии, если свеча горит без треска, значит, нас окружает положительная энергия, хорошее настроение. Давайте с вами зажжем свечу и услышим, какое «настроение» нас окружает? 2 февраля отмечается праздник «День свечей». Говорят, что в этот день зима преломляется пополам. В календаре работ с этого дня начиналось вязание и прядение, а ещё освещенные в церкви свечи раздавали людям, чтобы те защитились от зимы. Свечи ставят в подсвечники, которые изготавливались из различного материала: дерева, меди, железа.

Демонстрация подсвечников, ребята берут их в руки, определяют, из какого материала они сделаны

Воспитатель: Удобна ли свеча для освещения? Почему? (мало света, быстро сгорает, опасна, может вызвать пожар).

Воспитатель: Может ли свеча быть предком электрической лампочки?

Воспитатель: Прошло ещё много лет, и человек со временем научился добывать нефть, а из неё получать керосин и придумал другой источник для освещения. А что придумал, узнаете, если соберете разрезные картинки (керосиновые лампы)-работа в парах.

7 Слайд Каких только керосиновых ламп не было. Их ставили на стол

8 Слайд вешали на гвоздь, вбитый в стену, подвешивали к потолку посреди комнаты.

Воспитатель: В баночку внизу лампы наливали керосин. В верхней части находится фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху одевали стеклянный колпак. (Поджигаем фитиль лампы, наблюдаем за её горением.)

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.

Воспитатель: Может ли керосиновая лампа быть предком электрической лампочки? Почему?

Воспитатель: А теперь пришла пора отправиться в нашу эпоху, эпоху «Современного мира» (Дети нажимают кнопку «Современный мир» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

9 Слайд Время шло, и люди изобрели электричество. Русский изобретатель Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ, отгадайте сами:

Дом, стеклянный пузырёк

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся.

Воспитатель: А что освещает электрическая лампочка, давайте вспомним, где мы можем её увидеть? (квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки)

- Как устроена эта лампочка и что в ней горит? Это пузатый стеклянный баллончик, на его удлиненной части металлический цоколь с нарезкой. Для чего он нужен? Он нужен для того, чтобы лампочку ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. При включении тока, спираль нагревается, и лампочка ярко светит. (Демонстрация воспитателем включения лампы)

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

10 Слайд Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет

11 Слайд А по вечерам освещаются улицы.

12 Слайд Со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Это нарядные люстры, настольные светильники и бра.

13 Слайд карманные фонарики, и прожектора. Горят они от разных источников питания: одни- от батареек, другие от электрической сети, третьи – от аккумуляторов.

Игра «Найди лишний предмет» (находить и назвать лишний предмет, закреплять знания о временных отношениях на примере осветительных приборов)

1 карточка- торшер, бра, настольная лампа, свеча

2 карточка-факел, костер, люстра

3 карточка- лучина, керосиновая лампа, свеча, люстра

Воспитатель: Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У вас на столе лежат карточки с изображением источников освещения разных временных эпох. Вам нужно разделиться на подгруппы и разложить карточки на панно «Река времени» всех наших остановок

Рефлексия: Воспитатель предлагает передавать друг другу волшебную светящуюся палочку – у кого палочка, тот расскажет, что сегодня его удивило, что узнали нового, зачем нужно изучать прошлое.

Открытость: Ребята, а какой может быть лампочка будущего? Попробуйте пофантазировать. Вы можете самостоятельно нарисовать лампу, посоветоваться с родителями, друзьями, воспользоваться энциклопедиями об осветительных приборах, интернетом, а затем мы с вами устроим выставку ваших работ и пригласим ребят из других групп нашего детского сада.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое» Конспект занятия по теме:]«Путешествие в прошлое»Учитель: Попова Елена Владимировна. Для детей начальной школы. Цель: создание условий для.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки» «Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с историей электрической.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Форма организации:(групповая, индивидуальная, парная) Материалы: демонстрационные: сундучок, кукла, «Чудесный мешочек»- игрушки из разных.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Программные задачи: Образовательные задачи: Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Закрепить умение выделять некоторые знакомые.

Проект «Путешествие в прошлое часов» План реализации проекта через разные виды деятельности Тема проекта: «Путешествие в прошлое часов» ВИД проекта и его продолжительность:.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Непосредственно образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки
Опубликовано: 4 мая 2018 в 20:49
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Консультация «Большой вред маленькой батарейки»
Большой вред маленькой батарейки. В жизни каждого малыша окружают множество ярких и красивых игрушек. Немалая часть машин, роботов, кукол, мишек и еще...
Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет
Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет. Стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма,...
Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике  «День...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике - День защитника Отечества? "....