Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

Светлана Лодина
Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект

«Игры – путешествия в прошлое электрической лампочки»

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: Путешествие в прошлое осветительных приборов

Возраст детей: 6-7 лет

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Цель: Знакомство с историей осветительных приборов.

Обучающие задачи:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления осветительных приборов

2. Формировать умение выражать свои мысли.

Развивающие задачи:

1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

2. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Методы и приемы: наглядные -презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки», рассматривание предметов, показ иллюстраций; словесные - беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, игровые -игровая ситуация; дидактические игры, пальчиковая игра, практические -моделирование, практические упражнения.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»;старинные осветительные приборы: факел, светец, керосиновая лампа, ёмкость с водой, панно «Река времени», предметные картинки, макет пещеры, горницы, палочки деревянные на каждого ребенка, лучины, свечи, музыкальное сопровождение.

Ход:

Воспитатель: (Вносит в группу лучину) Ребята, как вы думаете, что это такое? (палочка, щепка, деревяшка) А вы знаете, что в давние-давние времена эта щепка освещала жилища людей? А называется эта щепка-лучина.

Воспитатель: А вы хотите узнать чем ещё в давние времена пользовались люди для освещения? Как нам это сделать? (Дети принимают решение отправиться в прошлое)

Воспитатель: Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «Реке времени», туда, где живут предки электрической лампочки.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (варианты детей)

Вношу макет машины времени с кнопками: «Древность» «Старина» «Современность»

(Дети нажимают кнопку «Древность», под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

Медленно подвожу кружащихся детей к имитации пещеры.

Воспитатель: Куда же мы попали?

Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).

Дети рассаживаются вокруг очага.

Воспитатель: Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?

Воспитатель: А что же освещало пещеру? (огонь)

Воспитатель: Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты.)

Воспитатель: Давайте и мы попробуем развести огонь. Садитесь скорее у дров, берите палочки.

Пальчиковая гимнастика «Костер» (с палочками)

Палочку кручу, верчу,

Развести огонь хочу.

Быстро палку повертели,

Искры сразу полетели,

Разбудили мы огонь,

Ты рукой его не тронь!

Воспитатель: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

Воспитатель: А для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (приготовление пищи, обогрев, чтоб отпугивать животных).

Воспитатель: Всё верно. Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем.

Воспитатель: Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь в темноте? (Предположения детей).

2 Слайд Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (Демонстрация предмета).

Воспитатель: С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения.

Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу факел называют его положительные и отрицательные качества.

Воспитатель: А факел может быть предком электрической лампочки?

Воспитатель: Но время не стоит на месте, и нам с вами пора отравляться в «Эпоху старины». Дети нажимают кнопку «Старина» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки

3 Слайд Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити.

Воспитатель: Угадайте, какой предмет освещал помещение в это время?

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали, Песню пели, славно… чинно

А зовут ее… (лучина)

Воспитатель: Это обычная щепка, заострённая на конце. (у каждого ребенка) Ее отщепляли от полена. Чаще делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? Ну, конечно же, на слово "свет".Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло? Надолго нам хватит лучины? (Поджигаю лучину, и наблюдаем, как она горит.)

Воспитатель: Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую.

Воспитатель: Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?

Воспитатель: Шли годы, и человек придумал более удобный источник для освещения. А какой узнаете, отгадав загадку.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

4 Слайд Свечами освещали небольшие жилища. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече.

5 Слайд А огромные залы во дворцах использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.

Воспитатель: Вы знаете, из чего делали первые свечи?

6 Слайд Оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают свечи сейчас? (из воска) Рассматриваем свечи. (у каждого ребенка)

Воспитатель: Что есть у свечи? (фитилек) Из чего сделан? (из скрученной ниточки) Для чего он нужен? В пламени свечи сгорает все плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии, если свеча горит без треска, значит, нас окружает положительная энергия, хорошее настроение. Давайте с вами зажжем свечу и услышим, какое «настроение» нас окружает? 2 февраля отмечается праздник «День свечей». Говорят, что в этот день зима преломляется пополам. В календаре работ с этого дня начиналось вязание и прядение, а ещё освещенные в церкви свечи раздавали людям, чтобы те защитились от зимы. Свечи ставят в подсвечники,которые изготавливались из различного материала: дерева, меди, железа.

Демонстрация подсвечников, ребята берут их в руки, определяют, из какого материала они сделаны

Воспитатель: Удобна ли свеча для освещения? Почему? (мало света, быстро сгорает, опасна, может вызвать пожар).

Воспитатель: Может ли свеча быть предком электрической лампочки?

Воспитатель: Прошло ещё много лет, и человек со временем научился добывать нефть, а из неё получать керосин и придумал другой источник для освещения. А что придумал, узнаете, если соберете разрезные картинки (керосиновые лампы)-работа в парах.

7 Слайд Каких только керосиновых ламп не было. Их ставили на стол

8 Слайд вешали на гвоздь, вбитый в стену, подвешивали к потолку посреди комнаты.

Воспитатель: В баночку внизу лампы наливали керосин. В верхней части находится фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху одевали стеклянный колпак. (Поджигаем фитиль лампы, наблюдаем за её горением.)

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.

Воспитатель: Может ли керосиновая лампа быть предком электрической лампочки? Почему?

Воспитатель: А теперь пришла пора отправиться в нашу эпоху, эпоху «Современного мира» (Дети нажимают кнопку «Современный мир» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)

9 Слайд Время шло, и люди изобрели электричество. Русский изобретатель Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ,отгадайте сами:

Дом, стеклянный пузырёк

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся.

Воспитатель: А что освещает электрическая лампочка, давайте вспомним, где мы можем её увидеть? (квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки)

- Как устроена эта лампочка и что в ней горит? Это пузатый стеклянный баллончик, на его удлиненной части металлический цоколь с нарезкой. Для чего он нужен? Он нужен для того, чтобы лампочку ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. При включении тока, спираль нагревается, и лампочка ярко светит. (Демонстрация воспитателем включения лампы)

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

10 Слайд Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет

11 Слайд А по вечерам освещаются улицы.

12 Слайд Со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Это нарядные люстры, настольные светильники и бра.

13 Слайд карманные фонарики, и прожектора.Горят они от разных источников питания: одни- от батареек, другие от электрической сети, третьи – от аккумуляторов.

Игра «Найди лишний предмет» (находить и назвать лишний предмет, закреплять знания о временных отношениях на примере осветительных приборов)

1 карточка- торшер, бра, настольная лампа, свеча

2 карточка-факел, костер, люстра

3 карточка- лучина, керосиновая лампа, свеча, люстра

Воспитатель: Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У вас на столе лежат карточки с изображением источников освещения разных временных эпох. Вам нужно разделиться на подгруппы и разложить карточки на панно «Река времени» всех наших остановок

Рефлексия: Воспитатель предлагает передавать друг другу волшебную светящуюся палочку – у кого палочка, тот расскажет, что сегодня его удивило, что узнали нового, зачем нужно изучать прошлое.

Открытость: Ребята, а какой может быть лампочка будущего? Попробуйте пофантазировать. Вы можете самостоятельно нарисовать лампу, посоветоваться с родителями, друзьями, воспользоваться энциклопедиями об осветительных приборах, интернетом, а затем мы с вами устроим выставку ваших работ и пригласим ребят из других групп нашего детского сада.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое» Конспект занятия по теме:]«Путешествие в прошлое»Учитель: Попова Елена Владимировна. Для детей начальной школы. Цель: создание условий для.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки» «Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с историей электрической.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Форма организации:(групповая, индивидуальная, парная) Материалы: демонстрационные: сундучок, кукла, «Чудесный мешочек»- игрушки из разных.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Программные задачи: Образовательные задачи: Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Закрепить умение выделять некоторые знакомые.

Проект «Путешествие в прошлое часов» План реализации проекта через разные виды деятельности Тема проекта: «Путешествие в прошлое часов» ВИД проекта и его продолжительность:.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Непосредственно образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки
Опубликовано: 4 мая 2018 в 20:49
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Использование спортивных тренажеров на занятиях физкультурой в ДОУ
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и...
Фотоотчёт о выставке поделок «Путешествие в Новый год»
Вот и наступила долгожданная волшебница зима. Принесла с собой морозы, вьюги и метели. А еще самый удивительный, волшебный и сказочный праздник Новый...
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы. Вед: Нам праздник чудесный зима принесла, Зелёная ёлка к ребятам...