Гульнара Галеева Раисовна
Игровые задания и упражнения для детей младшей группы по развитию фонетико-фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые задания и упражнения для детей младшей группы по развитию фонетико-фонематического слуха.
Прямо с рождения ребенка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития часто не достигается. Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста.
Публикация «Игровые задания и упражнения для детей младшей группы по развитию фонетико-фонематического слуха» размещена в разделах
Занятие №1
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.
Материал: колокольчик, большая и маленькая матрешки.
Ход занятия
Игра «Поезд»
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в «Поезд». Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть.
Звенит колокольчик. Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: чу-чу-чу – отправление поезда; у-у-у – поезд гудит;
чух -чух -чух – поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка. Воспитатель и дети здороваются с матрешкой, просять поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На следующей остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними. Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать.
Воспитатель. Матрешки устали и хотят спать. Давайте споем им песенку: «Ааа-ааа…» (Дети имитируют укачивание матрешек.) Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики.
Занятие №2
Программное содержание: развитие речевого аппарата и речевого внимания детей.
Материал: по одной пушинке для каждого ребенка
Ход занятия
Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель. Я – мама-птица, а вы – мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).
- Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат ( дети снова имитируют движения птенцов и произносят: «Пи-пи-пи»).
- Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует кормление птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рты). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки.
Воспитатель. Давайте подуем на пушинки, вот так: «Фу-у-у», и посмотрим, как они летают. Дети повторяют за воспитателем, затем поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.
Занятие №3
Программное содержание: развитие фонематического слуха, речевого внимания и артикуляционного аппарата детей.
Ход занятия
Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание.) Когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок». (Дети снова повторяют.) Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают… Поехал поезд, застучал колесами… Поезд остановился.
Игра повторятся 3 раза.
Упражнение «Оближем губы»
Воспитатель. Давайте съедим конфету. (Воспитатель показывает, а дети повторяют – имитируют, что едят конфеты, и причмокивают.) Конфеты вкусные, оближем губы. (Языком проводят по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения.)
Упражнение повторяется 3 раза.