Игры-путешествия для старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Елена Казанцева
Игры-путешествия для старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Игры-путешествия для старшей группы

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ

1 вариант

Задачи: Познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.);подвести к пониманию,что часы человек создаёт для облегчения своей жизни.

Материал: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход игры

Кто это у нас плачет (Оглядывает детей, заглядывает за ширму.) Да это же

Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?

Петрушка. В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник,

но,пока собирался,он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце ещё светило,

подумал, что успею,зашёл в магазин игрушек…и опоздал! Солнце меня подвело.

-Подожди, Петрушка, не плач. Давай разберёмся. Почему солнце тебя подвело?

Петрушка. Но у меня нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне (По солнцу.) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал,

что успею, и зашёл в магазин…

-Петрушка, Петрушка, мы уже это слышали. Но ведь солнце светит целый день.

Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время?

(Если солнце низко- ещё утро,если солнце высоко- день. Или по тени.)Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.

Петрушка. Ух ты, как интересно! А я-то думал…

-Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я всё расскажу о них.

Петрушка. Конечно! Пошли.

Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и зачем приходят в музей.

-Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок-колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка.

Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать и смотреть.)

А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет, и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Ещё такие часы могут затоптать или сломать колышек.)

-Да, такими часами люди недолго пользовались, а изобрели масляные часы. Как они устроены (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам

на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы (Нет, они могут упасть, и получится пожар.) Петрушка. Вот здорово, ведь в доме станет светло и лампа будет не нужна! (Всё сгорит, и ты, Петрушка,тоже.)Ну а если часы не упадут (Нужно будет всегда следить,не кочилось ли масло,подливать его.)А это что за свечка?Зачем она здесь?

-Это - тоже часы. Как, вы, думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит,прошёл день.)

-А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите,на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов.

Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.)Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем неудобны (В них сыплется песок, и люди узнают,который час. Их можно носить с собой всё время переворачивать.)

Но песок в них сыплется только 5 минут, и приходится время считать по минутам.

(По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям и с этими часами было не очень удобно, и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но всё-таки часы

тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час). И какие тогда часы придумали люди (Которые носят на руке, их можно везде с собой носить.)

-Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели (Будильник. Его заводят, он звенит.)

-А если,например,человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать? Всё время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести

будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему

напомнили.)

-А вот для этого человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал.

Это настоящие чудо-часы.

Петрушка. Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.)

Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы люди ложились спать.)

-Ну вот и все часы, а сейчас мы с вами вернёмся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые ещё никто не придумал.

Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.

2 вариант

Задачи: Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Материал: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход игры

Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь,

Стучим, стучим.

-Правильно, это часы. Посмотрите,Знайка изобразил свои часы и прислал нам.

Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие.

Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто нам говорят: «Заканчивайте,оста-

лось 5 минут»- и смотрят на часы. Или «В десять часов идём на физкультурное

занятие». А если бы не было часов,знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов :

Петя, Петя, петушок,-

Золотой гребешок,

Петя рано встаёт,

Голосисто пёт,

Деткам спать не даёт!

-Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть.

Он может кричать раньше времени) .

-Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесёт. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: Начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час) .

-Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером- слева, а днём-прямо над домом. И ещё он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесёшь. Ночью и вечером они не работают).

- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось всё меньше и меньше. Но такие часы были неудобны - всё время приходилось доливать воду. (Показывает картинки с изображением водяных часов.) Затем человек создал песочные часы.

Так как дети знакомы с песочными часами,они рассказывают их действие.

-Чем неудобны песочные часы? (их хватает на несколько минут.) Правильно.

То их забудешь перевернуть, да и с собой не унесёшь, в карман не положишь, на стену не повесишь, да и хватает их на несколько минут: 3,5,10. Где ими удобно пользоваться (В бассейне, поликлинике. Когда ходил с мамой на процедуры, там были песочные часы) .

-Прошло много времени,пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружинку, закрутил её, чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и передвигает его, второе колёсико передвигает стрелку, а стрелки показывают часы и минуты.

Механические часы нужно заводить каждый день. Забудет человек завести часы, они встанут. А какие часы не надо заводить? (Электронные.)

- Правильно, чтобы было удобнее, человек создал электронные часы, работающие на батарейках. Они не такие капризные, их каждый день не надо заводить. В электронных часах светятся только цифры, не надо высчитывать минуты и часы. Удобно пользоваться такими часами? Как вы думаете, где человек использует часы, работающие от электричества? (Видели часы на вокзале? Их можно использовать на улице, ещё в метро) .

- Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим сейчас. И всё это сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые (Показывает разные виды часов, часы разной формы). Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе

постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.

Воспитатель даёт задание: подумать о том, как могут измениться часы в дальнейшем. Данное занятие можно разделить на два: сначала провести занятие о часах прошлого, а затем- о современных часах.

Публикации по теме:

Конспект игры-путешествия для подготовительной группы «Короча-яблоневый край» Конспект организованной образовательной деятельности для подготовительной группы. Игра-путешествие "Короча - яблоневый край" [/i] Воспитатель.

Конспект игры-путешествия «Путешествие к гномам» Конспект игры-путешествия «Путешествие к гномам». Образовательное учреждение: МАДОУ ЦРР детский сад №24 «Улыбка» Организаторы: Беляева Т. В. ,.

Конспект игры-путешествия «Путешествие по улицам посёлка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок» Конспект игры-путешествия.

Конспект НОД для детей средней группы «Путешествие в прошлое города» с элементами ТРИЗ Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Формирование первичных представлений о малой родине. Программное содержание: Образовательные.

Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в прошлое» Октябрьский детский сад структурное подразделение МАОУ Емуртлинская сош Конспект НОД для подготовительной группы на тему: «Путешествие в.

Конспект НОД «Происхождение часов» для детей старшей группы ДОУ Цель НОД: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей и причиной возникновения часов, их устройством, разнообразием первых.

Конспект познавательного занятия «Путешествие в страну часов» (подготовительная к школе группы) Конспект познавательного занятия Тема: «Путешествие в страну часов» (подготовительная к школе группы) Цель: Развивать познавательно-исследовательскую.

Конспект ткрытого занятия для старшей группы «В прошлое одежды» Цель:Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять,активизировать словарный запас.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек»Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек» МКДОУ "Яснополянский Детский Сад" Троицкий район, Челябинская Область Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек. Воспитатель:.

Конспект занятия для средней группы «Путешествие в прошлое кресла» Цель: знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода. Программное содержание: 1. Знакомить детей с назначением предметов домашнего.

Автор публикации:
Игры-путешествия для старшей группы «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 13:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...