Получи документы

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»

Елена Нестерова
Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»

I.Тема занятия: “Советы Михаилу”.

Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”.

II. Программное содержание.

Цель:. постановка звука [Л] в рамках ранее изученных лексических тем “Овощи-фрукты”, “Дикие животные и детеныши”, изучаемой темы “Посуда”.

Коррекционно-образовательные задачи:

- корректировать произношение звука [Л];

- знакомить с графическим образом буквы [Л];

- активизировать словарь: совершенствовать навыки использования слов-обобщений: овощи, фрукты, дикие животные, детеныши, посуда;

Публикация «Индивидуальное занятие „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах

- обогощать словарь: уточнять знание о предметах: бокал, кружка, пиала, салатница, молочник. О понятиях: дно, стенки, звук, буква;

- совершенствовать грамматические средства языка: закреплять умения практического образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам, закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную моторику: умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики: чашечка, парус, болтушка, птенчики;

- развивать фонематический слух: умение опознавать звук [Л] в словах на слух, дифференцировать звуки [Л], [Л’] в словах на слух;

- развивать интонационную выразительность речи: умение произносить слово с повествовательной, с вопросительной, с восклицательной интонацией;

- развивать плавный и длительный выдох;

- развивать связную речь: совершенствовать умение составлять описание фрукта;

- развивать внимание;

- развивать память;

- развивать мышление;

- развивать общую моторику: совершенствовать умение перепрыгивать через предмет.

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки взаимодействия;

- воспитывать навыки взаимопомощи;

- воспитывать активность;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать трудолюбие.

III. Предварительная работа.

Определение уровня речевого развития.

Определение уровня развития мелкой и общей моторики.

Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Знакомство с механизмом образования звука [Л].

Постановка звука [Л] по подражанию, с опорой на артикуляционный профиль звука [Л] и словесную инструкцию.

Выделение звука [Л] из ряда звуков типа: [Ы, Н, В, Л’ ].

Выделение звука [Л] в слогах на слух.

Дифференциация звуков [Л], [Л’] на слух.

Знакомство с темами “Овощи и фрукты”, “Дикие животные и их детеныши”, “Части тела человека”, “Посуда”.

Выполнение пальчиковой гимнастики “Чашечка”, “Шар”.

IV. Оборудование:

- настенное зеркало, настольное зеркало;

- столы;

- стулья;

- магнитная доска, магниты;

- картинки “Артикуляционная гимнастика”: птенчики, чашечка, парус;

- школьная тетрадь;

- посуда (натуральные предметы): стеклянные тарелка, бокал, стакан (с водой, салатница; фаянсовые молочник, пиала, кружка, чашка;

- салфетки;

- лист бумаги;

- карандаш;

- фрагменты картинок (лимоны, апельсины, лук, лоси, белки, олени);

- картины (лимоны, апельсины, лук, свекла, яблоки, лоси, белки, олени);

- мешок с предметами (лимон, молочник, яблоко, огурец, баклажан, вилка);

- картинный план описания фруктов;

- указка;

- 6 обручей среднего размера;

- буква [Л] (карточки);

- картинка “Найди буквы [Л]”;

- бумажные цифры (2, 3);

-мыльные пузыри.

Ход занятия.

I.Вступительная часть (3 мин).

Организационный момент.

Логопед показывает тетрадь ребенку.

Логопед: Перед нами тетрадь, которую дал мне школьник Миша. Предлагаю посмотреть в ней работы. Миша допустил во время письма мало или много ошибок?

Ребенок: Много.

Л: Михаил обратился за советами, что делать, чтобы ошибок не было. Ученик второго класса пишет так: “ Из стека деают бокаы, тареку, стакан, саатницу. ”

Надо было написать: “ Из стекла делают бокалы, тарелку, стакан, салатницу. ”

(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)

“Из фаянса деают фаянсовый моочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиау, фаянсовую кружку. ”

Без ошибок звучит так: “Из фаянса делают фаянсовый молочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиалу, фаянсовую кружку. ”

(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)

Я беседовала с Мишей. Он не может произносить звук [Л], из-за этого слова пишет с ошибками.

У тебя тоже не получается произносить звук [Л].

Чтобы писать без ошибок и дать Михаилу советы, надо научиться произносить звук [Л]. Ты согласен?

Р: Да!

Л: Начинаем!

II. Основная часть (15 мин).

1. Артикуляционная гимнастика

Л: Выполняем артикуляционные упражнения. Это будет советом и для Миши.

(Логопед показывает упражнение, дает словесную инструкцию, показывает картинку).

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту.

“Парус”- улыбнуться, приоткрыть рот, коником языка с силой упереться верхние зубы.

“Болтушка”- напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца и не закрывают зубов. Челюсти неподвижны, работает только язык.

“Чашечка”- высунуть язык, кончик языка и края загнуть так, чтобы образовалась чашечка. Зубов не касаться.

2. Пальчиковая гимнастика.

Л: Выполним чашечку руками: обе ладони ставим на ребро и соединяем “ковшиком”. Все пальцы, кроме большого, правой руки кладем сверху на все пальцы, кроме большого, левой руки. У чашечки есть донышко и стеночки.

(Демонстрируется посуда)

3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Л: Выполним упражнения “Чашечки”.

Исходное положение.

Рот открыт, язык спокойно лежит во рту. Кисти рук ладонями вверх лежат на столе.

На счет “раз”- сделать чашечку языком и чашечку ручками.

На счет “два”- исходное положение.

(Выполнять три раза).

4. Постановка звука [Л].

(Вызывание межзубного [Л])

Л: Следующие задания выполняем по плану, который я буду рисовать.

1-высовываем язык и прикусываем его зубами по середине (рисунок)

2-я давлю тебя пальцами на плечо, тебе больно?

Р: Нет

Л: А ты чувствуешь надавливание?

Р: Да

Л: Так же ты должен чувствовать надавливание зубами на язык. Прикуси язык.

Пальчиковая гимнастика “Шар”

Л: Локти рядом ставим на стол. Ладони подняты вверх, основания кистей прижимаем друг к другу. Большие пальцы прижаты друг к другу. Подушечки пальцев, кроме больших, давят друг на друга.

Так же давят зубы на язык во время прикусывания. Прикусываем язык зубами.

Я рисую корабль. Послушай звук, который он издает - [Л] (логопед прикусывает при этом язык.)

Повтори- [Л].

Р: [Л]

Л: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-широко открываем рот.

Я рисую круг.

Усложняем задание: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-произносим звук [А].

“ЛА”.

Повтори.

Р: “ЛА. ”

Второй способ постановки звука [Л]- с опорой на словесную инструкцию перед зеркалом. (Произнесение длительного звука [Л]).

Л: Сделаем язык чашечкой и поднимем к альвеолам. Включить голос (гудим как корабль). Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Ладонь, поднесенная ко рту, ощущает теплый поток воздуха.

Я рисую план действий: чашечку, стрелочку вверх, корабль.

5. Физминутка.

Л: Предлагаю поиграть в игру “ Назови целое” и найти еще один совет Михаилу.

Перед нами обручи и карточки. Карточки- это картинные фрагменты предметов. Надо прыгнуть в первый обруч, взять карточку, не выходя из обруча, назвать предмет или предметы по их картинным фрагментам. Из 1 обруча во 2, из 2-в 3, выполняя задания по карточкам. Выпрыгнуть из третьего обруча.

Выполняем вместе.

(Ребенок называет слова “лимоны, олени, апельсины”, логопед- “лоси, лук, белки”.

Разрезные картинки сложишь вечером, а на доску помещаем целые изображения.

(Ребенок из множества картин выбирает нужные).

6. Развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной и выразительной речи.

Л: Давай оставим на доске только те картинки, в название которых слышится звук [Л] и уберем лишние.

(Логопед утрированно произносит в словах звуки [Л], [Л’]: “Лук, лимоны, апельсины, белки, олени, лоси”.

Ребенок убирает “лимоны, апельсины, олени”).

Л: Достань на ощупь из мешка один из убранных фруктов.

(Ребенок достает лимон).

Л: Назови фрукт ласково.

Р: Лимончик.

Л: Назови ласково детеныша дикого животного, который был на убранной картинке.

Р: Олененочик.

Л: Опиши, лимон какой? Можно воспользоваться планом.

(Выставляется картинный план).

Р: Лимон желтый, овальный, твердый, шершавый, кислый.

Л: Достань из мешочка на ощупь предмет посуды, назови его ласково.

(Ребенок достает молочник).

Р: Молочничик.

Л: Ты произнес слово с повествовательной интонацией. Произнеси “молочничик” с вопросительной интонацией.

Р: Молочничик?

Л: С восклицательной интонацией.

Р: Молочничик!

Л: Молочничик сделан из пластмассы, он какой?

Р: Пластмассовый.

Л: Поставь пластмассовый молочник рядом с молочником, сделанным из фаянса.

(Ребенок выполняет задание).

Л: Этот молочник какой?

(Показывает на фаянсовый молочник).

Р: Фаянсовый молочник.

Л: На столе размещены предметы, в названии которых тоже слышится звук [Л]. Дотронься указкой до предмета, если услышишь в слове звук [Л].

“ Молочник, кружка, бокал, стакан, тарелка, салатница, пиала”.

(Ребенок выполняет задание).

Л: Как назвать все эти слова одним словом.

Р: Посуда.

7. Графическое восприятие буквы Л.

Л:Существует значительное количество предметов, в которых мы слышим звук [Л], а при написании слов пишем букву Л.

Вот так может выглядеть буква Л.

(Демонстрируется написание буквы).

Так можно писать букву Л.

Букву мы видим и пишем.

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди самую большую букву Л на картинках, обведи ее указательным пальцем, макнув его в воду.

(Ребенок выполняет на картинке “Найди букву Л”).

Л: Остальные буквы обведи вечером.

Даем следующий совет Мише: внимательно слушать, чтобы слышать в словах звук [Л] и писать в них букву Л.

8. Развитие плавного и длительного выдоха.

Предлагаю заколдовать мишину тетрадь. Сдуть с нее плохие оценки.

Только есть одно условие: вдох делаем носом (логопед показывает, выдох-ртом и следим, чтобы щеки не надувались.

(На тетрадь кладутся бумажные тройка и двойка, сдуваются).

III. Заключительная часть (2 мин).

Л: Итак, даем советы Михаилу, чтобы он писал без ошибок.

1-Научиться произносить звук [Л], для этого выполнять артикуляционные упражнения.

А какое упражнение для тебя было самым трудным? Самым легким?

2- Слушать внимательно, чтобы слышать звук [Л] в словах и писать в них букву Л.

Миша благодарит нас за советы и передает тебе мыльные пузыри, только дуть нужно, соблюдая правила: вдох- носом, выдох- ртом, щеки не надуваются. Тренируйся!

Ты молодец! Завтра у тебя все получится еще лучше, чем сегодня!

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по теме «Автоматизация звука [C] в словосочетаниях, предложениях для детей с ОВЗ»Индивидуальное занятие по теме «Автоматизация звука [C] в словосочетаниях, предложениях для детей с ОВЗ» Индивидуальное занятие по теме: «Автоматизация звука [ C] в словосочетаниях, предложениях. (для детей с ОВЗ) Цели: - обучать правильному.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах и в словосочетаниях» Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях. I Коррекционно – образовательные задачи: 1.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях» Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях». Учитель – логопед Зарипова Айсылу.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] в слогах и словах со стечением согласных Автоматизация С в слогах и словах со стечением согласных. Цель: автоматизировать звук С в слогах и словах со стечением согласных. Задачи:.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах со звукосочетаниями тр, др» Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР Задачи: Коррекционно-образовательные: Упражнять.

Индивидуальное занятие «Автоматизации звука [С]» Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука [с] в словах. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] «Путешествие веселого самолетика» Формирование правильной артикуляционной моторики и звукопроизношения посредством приемов биоэнергопластики Индивидуальное занятие по автоматизации.

Индивидуальное занятие по логопедии «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» Цель занятия: Уточнение правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях; Задачи: Коррекционно-образовательные: Упражнять.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах. Цель: Автоматизация звука [Л] в словах. Задачи: Коррекционные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»
Опубликовано: 5 января 2018 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД