ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Индивидуальный маршрут логопеда на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный маршрут ребенка на 2019-2020 учебный год
Срок Содержание работы по развитию звуковой культуры речи Содержание работы по формированию лексико-грамматической стороны речи Обучение элементам грамоты Развитие психических процессов
X
2019год Артикуляционная гимнастика – IIкомплекс/
Упражнение на дыхание (вдох и выдох через нос; вдох и выдох через рот)
Звуковые упражнения (звуки а, о. у, и, м)
Словарь
Словообразование
Публикация «Индивидуальный маршрут логопеда на учебный год» размещена в разделах
Упражнять в словообразовании детенышей животных и птиц.
Грамматический строй
Учить подбирать существительные к слову «осенний».
Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
Связная речь
Учить составлять рассказ по серии картин. Закрепить умение различать звуки «А, О, У» (в начале слова).
Развивать умение делить слова на части, определять короткие и длинные слова. Мышление
Закрепить понятия «Овощи, фрукты»
Память
Игра «Какой овощ на грядке»
Восприятие
Игра «Что за фрукт» (угадать фрукт по точечному изображению)
XI
2019 год Артикуляционная гимнастика – II комплекс
Упражнение на дыхание (дифференцированное дыхание)
Звуковые упражнения (звуки э, ы. т, д, н)
Развивать ритмическую сторону слова.
Словарь
Закрепить названия электроприборов и их предназначение.
Закрепить знания о перелетных птицах:
Словообразование
Упражнять в словообразовании глаголов с помощью приставки: идти, ехать.
Грамматический строй
Упражнять в образовании существительных с суфф. –ик, -ок, -ек. ;
качественных прилагательных.
Упражнять в согласовании слов в предложении.
Связная речь
Учить составлять описательный рассказ по схемам-моделям.
Учить пересказывать короткий текст, опираясь на иллюстрации. Развивать умение различать твердые и мягкие звуки.
Определять первый согласный звук в слове.
Определять короткие и длинные слова. Мышление
Закрепить понятия «Домашние птицы и животные», «Дикие животные», «Птицы».
Память
Игра «Какая птица улетела»
Восприятие
«Каких зверей использовал художник в изображении чудища».
XII
2019 год Артикуляционная гимнастика - II комплекс
Упражнение на дыхание
(дифференцированное дыхание)
Звуковые упражнения (д, т, б, п)
Автоматизация свистящих звуков
Словарь
Подбирать слова противоположного значения.
Активизировать в речи слова, которые встречаются только зимой.
Словообразование
Учить образовывать слова из двух слов: снегопад, снегоход, снегоуборочная машина.
Грамматический строй
Упражнять в согласовании слов в предложении.
Связная речь
Продолжать учить пересказывать рассказы-миниатюры близко к тексту. Развивать умение различать звонкие и глухие звуки.
Определять первый согласный звук в слове.
Определять короткие и длинные слова.
Продолжать делить слова на части, составлять схемы предложений. Мышление
Закрепить понятия «Зимняя одежда»,
Память
Игра «Что изменилось»
Восприятие
Игра «Выберем одежду для прогулки по рисунку»
II комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка). Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот открою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка). Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см.
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?
5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш). Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
7. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.