Папки-передвижки

Инновационный педагогический опыт «Развитие способностей у дошкольников в процессе НОД с элементами нетрадиционного рисования»

Елена Лугаськова
Инновационный педагогический опыт «Развитие способностей у дошкольников в процессе НОД с элементами нетрадиционного рисования»

«Развитие познавательных способностей

у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

с элементами нетрадиционной техники рисования»

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Развитие способностей у дошкольников в процессе НОД с элементами нетрадиционного рисования“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО, такая образовательная область, как художественно - эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Поэтому, крайне важно помочь дошкольнику в развитии познавательных способностей в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования. Нужно отметить то, что применение НОД с элементами нетрадиционной техники рисования развивает у детей старшего дошкольного возраста познавательные способности.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире.

Актуальность и перспективность

Проблема развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования, на мой взгляд, особенно актуальна в наши дни. Стоит отметить, что в современном педагогическом процессе некоторым видам работ по художественному творчеству уделяется не достаточно внимания.

По-моему, развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста могут помочь нетрадиционные подходы. Мне кажется, что именно через приобщение к новым видам деятельности воспитатель дает старшим дошкольникам возможность более широко познать окружающий мир.

Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к рисованию. Они стараются более творчески всматриваться в окружающий их мир и приобретают опыт отражения свойств предметов окружающего мира.

По моему мнению, используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, дети познают выразительные возможности изображения, также удовлетворяют потребности в познании нового, интересного, что активизирует творческую активность.

Основная педагогическая идея опыта

В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования детей старшего дошкольного возраста. Это помогло мне прийти к решению следующих задач:

• Раскрыть понятие «познавательные способности» у детей старшего дошкольного возраста.

• Рассмотреть и проанализировать виды НОД с элементами нетрадиционной техники рисования, определить их значение для развития познавательных способностей у дошкольников;

• Стимулировать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой и т. д.);

Развить мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, познавательно-коммуникативные навыки, обогащение и активизация словаря.

• Расширение и обогащение художественного опыта.

Ведущая педагогическая идея моего опыта, заключается, по-моему, в том, чтобы создать условия для формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через НОД с элементами нетрадиционной техники рисования. Данный опыт, на мой взгляд, может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях всеми педагогами. Свой педагогический опыт я реализовывала на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях, а также в процессе НОД с детьми.

Теоретическая база

На сегодняшний день с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами ставятся более серьезные задачи. Поэтому, на мой взгляд, современный воспитатель должен обладать определёнными качествами – это специалист-исследователь, творчески широко образованный, умеющий нетрадиционно, интересно организовать свою работу, предоставить детям возможность проявить свои как творческие так и познавательные способности

Вопросом использования различных видов нетрадиционных техник рисования занимались такие педагоги и исследователи как Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. П. Костерин, Н. Б. Халезова, А. В. Никитина, О. М. Дьяченко, Е. А. Медведева, М. Ф. Рау, Е. А. Сошина, Л. И. Фомичева и др.

Структурированный режим дня дошкольников в рамках образовательного учреждения, по-моему, не всегда позволяет осуществлять эти виды работ в рамках непосредственно – образовательной деятельности. Поэтому, мне кажется, детям приходится либо осваивать их самостоятельно, либо не заниматься вообще. И именно этот неоспоримый факт, на мой взгляд, является первопричиной для отсутствия формирования и развития у детей старшего дошкольного возраста основных навыков в развитии познавательных способностей в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования.

Я думаю, что нетрадиционные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит перед ними новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.

В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. А. М. Васильевой.», мне приходится уделять большое внимание НОД с элементами нетрадиционной техники рисования, а также формировать познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней.

Новизна опыта состоит в том, на мой взгляд, состоит в том, чтобы через использование НОД с элементами нетрадиционной техники рисования сформировать творческую личность и помочь ребенку сформировать познавательные способности.

Я уверена в том, что использование НОД с элементами нетрадиционной техники рисования возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников и развитию у них познавательных способностей.

Технология опыта

Художественно-эстетическое развитие с использованием нетрадиционной техники рисования я интегрировала в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.

Когда мне приходилось организовать процесс НОД с элементами нетрадиционной техники рисования в дошкольном образовательном учреждении, то я использовала универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Например, для реализации познавательной активности я использую дидактические игры с предметами («Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка»).

Работая над данной темой и для успешной реализации её в данном направлении, мной была создана предметно-пространственная среда, которая включает в себя следующий материал для детского творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разного цвета и фактуры, кисти, краски (гуашь, акварель, шаблоны, палитры, зубные щётки, расчески, пробки, поролон, пенопласт, свечи, листья, манная крупа, ватные палочки, тычки, палочки для коктейля и др. Весь материал хранится в отдельных коробках. Уголок изобразительной деятельности я дополнила папками с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам.

Мной систематизированы и собраны игры и упражнения на развитие познавательных способностей : «Не пропусти растение», «Радуга», «Парные картинки», «Художник», а также составлена картотека нетрадиционных способов рисования с детьми старшего дошкольного возраста.

В своей работе я использую НОД с элементами нетрадиционной техники рисования у старших дошкольников например, оттиск поролоном, мятой бумагой, листьями, крупой, свечой и акварелью.

Для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД с элементами нетрадиционных техник рисования мной использовались следующие темы: «Мой любимый дождик», «Золотые листочки», «Дерево в инее», «Вот какие у нас птицы» (коллективная работа, «Веселая рыбка», «Тюльпаны». Также, мной было проведено методическое объединение по познавательному развитию с использованием нетрадиционной техники рисования на тему «Зима. Морозные узоры» (рисование восковой свечой и акварелью).

Мой педагогический опыт работы предусматривает развитие познавательных способностей в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования и включает в себя знакомство с окружающим миром. В познавательном развитии я использовала разнообразные методы:

- наглядные (наблюдения, рассматривания иллюстраций, демонстрация диафильмов, открыток, наглядных пособий);

- практические (игровой метод самостоятельное выполнение детьми картин,

изделий);

- словесные (рассказ воспитателя, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

Эти методы, на мой взгляд, создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь, познавательные и творческие способности ребёнка.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность самостоятельного выбора средств изображения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию средствами нетрадиционной техники рисования я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. НОД я старалась организовать с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы НОД с элементами нетрадиционной техники рисования, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Практическая деятельность детей, на мой взгляд, проявлялась в коллективных работах, в оформлении выставок. Большое значение я выделила и работе с родителями.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме развития познавательных способностей в процессе НОД средствами нетрадиционной техники рисования мной было проведено анкетирование.

Вместе с тем, хочется отметить то, что в используемой образовательной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией А. М. Васильевой больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования.

По результатам диагностики мной был определен уровень влияния НОД с элементами нетрадиционной техники рисования на познавательные способности детей старшего дошкольного возраста.

Результативность опыта

1. Результативность опыта отслеживалась мной в начале и в конце года в старшей группе посредством исходной и итоговой диагностики. В процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования дети старшего дошкольного возраста научились, на мой взгляд. создавать вещи своими руками.

Таким образом, на основе проделанной мной работы стало видно, что у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают проявляют творчество и реализуют свой замысел

Диагностика на выявление уровня развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста поводилась мной в начале и в конце учебного года. Данные исследования показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста благодаря применению НОД с элементами нетрадиционной техники рисования повысился уровень познавательных способностей.

2. Использование данного педагогического опыта, на мой взгляд, дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития воспитанников

3. Я думаю, что данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Организация данной работы, по-моему, не вызывает трудности в освоении опыта при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

4. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию познавательных способностей в процессе НОД с элементами нетрадиционной техники рисования может применяться в массовой практике.

Список литературы

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008.

2. Занятия по рисованию с дошкольниками /Под ред. Р. Г. Казаковой - М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Изобразительная деятельность старших дошкольников : рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\

6. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

7. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987.

8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз - Дидактика», 2007. 12. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.

13. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.

14. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985.

15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008.

16. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлушной. – М. : Просвещение, 1974.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1 В нашем детском саду созданы оптимальные условия для физического и духовного развития. Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются нравственные.

Мастер-класс по аппликации с элементами нетрадиционного рисования «Паучок» для старших дошкольников к Дню паука на МAAMМастер-класс по аппликации с элементами нетрадиционного рисования «Паучок» для старших дошкольников к Дню паука на МAAM Сеть большую сплел паук У него ведь восемь рук. У меня всего лишь две, Не сплести так ловко мне. (Л. Вишня) Данный мастер-класс будет интересен.

Мастер-класс по конструированию из CD дисков с элементами нетрадиционного рисования «Паук» для старших дошкольниковМастер-класс по конструированию из CD дисков с элементами нетрадиционного рисования «Паук» для старших дошкольников Данный мастер-класс будет интересен педагогам и детям старшего дошкольного возраста, а также родителям, заинтересованным в совместном творчестве.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Развитие способностей у дошкольников в процессе НОД с элементами нетрадиционного рисования»
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 11:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД