Инновационный проект непосредственной образовательной деятельности «Что мы знаем о воде?»

Татьяна Руднева
Инновационный проект непосредственной образовательной деятельности «Что мы знаем о воде?»

Отдел образования Тальменского района Алтайского края

МКДОУ «Озерский детский сад»

Инновационный проект непосредственной

образовательной деятельности

"Что мы знаем о воде?"

Технология: познавательно – исследовательская деятельность.

Образовательные области: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Методическая разработка НОД с детьми 6-7 лет.

Номинация: дошкольное образование.

Выполнила: Руднева Татьяна Николаевна

воспитатель подготовительной группы.

с. Озерки 2015г.

Схема конспекта НОД.

Педагог: Руднева Татьяна Николаевна.

Образовательные области: «Познавательное развитие. Речевое развитие»

Раздел программы: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы»

Подготовительная группа детского сада.

Тема: «Что мы знаем о воде

Характеристика группы:

В группе 19 мальчиков, 11 девочек. Дети 2007 -2008 года рождения. Четвертый год посещают детский сад. Активны на занятиях и других мероприятиях, проводимых в детском саду. Многих увлекает рисование, лепка и другие творческие занятия. Любят заниматься спортивными упражнениями и играми, рассматривать иллюстрации к книгам, слушать литературные произведения, наблюдать за сезонными изменениями и отмечать их в календаре погоды, участвовать в театральных постановках, в разных видах игр. С особым интересом относятся к исследовательской и экспериментальной деятельности. Со сверстниками дружны, уважительно относятся к взрослым.

Оборудование: схема, алгоритмы, лабораторное оборудование (емкости для воды на каждого ребенка, активированный уголь, мел, краски, ватные диски,воронка, колба, магнит) бумажные лилии, сюрпризный момент (сундук с шоколадными «дублонами»).

Цель:

Продолжать развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Дать детям доступную естественно - научную информацию, подвести к умению самостоятельно делать

элементарные выводы.

Продолжать развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать познавательно-исследовательский интерес.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

• Формировать умение правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы. Продолжать работу по обогащению словаря и расширению кругозора детей.

Развивающие:

• Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Устанавливать причинно- следственные связи, делать элементарные выводы и заключения.

• Развивать познавательные способности и экологическую культуру.

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в группе, оказывать взаимопомощь, развивать дружеские отношения, коммуникативность.

Здоровье сберегающие:

• Использовать объем материала и рационально использовать время с учетом возраста детей.

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья детей на занятии: организовать двигательную активность

• Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Планируемые результаты:

1Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения

2. Развивать логическое мышление, внимание, диалогическую и монологическую речь;

3. Способствовать усвоению знаний о свойствах воды.

4. Сформировать представления детей о способах экспериментов с водой.

5. Закрепить умение делать выводы на основе увиденного с использованием алгоритма.

Методическая литература:

1. Веракса Н. Е. КомароваТ. С. Васильева М. А. Примерная программа дошкольного образования От рождения до школы. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ. 2014

2. Иванова Г. Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию – Дошкольное воспитание №7 2003

3. Камепнева Л. А. КондратьеваН. Н.Мир природы и ребенок: Методика ознакомления с природой в детском саду

- СПб.: детство-пресс, 2003г

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000

5. Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду- М. Просвещение,1992

Интернет-ресурсы:

1.www: http:// baby.com.ru – статьи по воспитанию и развитию детей от рождения до подросткового возраста.

2. www.BiblioFond.ru – методическая литература по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Организационный момент.

Деятельность детей Деятельность педагога Ожидаемый результат. Примечание

Приветствуют педагога.

- Идет дождь, везде вода, появились лужи.

Предполагаемые ответы детей.

Отвечают, изучают содержимое посылки.

Размещают карту на подставке.

Дети отвечают.

Ребенок читает стих:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Рассказывают о видах водного транспорта.

Отвечают на вопросы.

Предлагают отправиться на поиски сокровищ на корабле. Надевают воротники, делают корабль из стульев, флажков на лентах, бутафорского штурвала, рассматривают карту и под шум океана, крик чаек и песню «плывут».

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите в окна, что видите?

Словесная игра: «Данетки» (вода- хорошо или плохо)

Мотивация.

Стук в дверь. Входит почтальон, приносит посылку.

- Детский сад «Озерский»?

- Группа «Березка»?

- Журнал «Непоседы выписываете?

- Вам посылка, распишитесь.

Педагог вскрывает посылку,там карта и письмо: «Дорогие, дети. Приглашаем вас принять участие в розыске сокровищ, спрятанных пиратами, где то в мире воды. Чтобы найти сокровища нужно пройти испытания. Если сокровища найдете, мы за вас будем очень рады. С наилучшими пожеланиями Журнал «Непоседы»»

Р. S. Высылаем в помощь карту.

-Что значит «Мир воды»? Где встречается вода?

- На чем ребята можно передвигаться по воде?

-Кто служит на корабле?Зачем нужна карта?

(Включает аудиозапись с шумом океана, криком чаек, песней «Наденем бескозырки»)

Формирование внимания, настрой на активную работу, снятие инертности.

Развитие логического мышления.

Введение в тему.

Обращение к прошлому опыту.

Повышение интереса к занятию.

Развитие творческого воображения.

Использование предварительно подготовленного материала.

Основная часть.

Опыт№1 “Вода не имеет формы”

Отвечают на вопросы.

Переливают воду в емкости. Сравнивают форму воды в своей емкости с формой соседа.

Делают вывод: вода не имеет формы.

Форма, которую принимает вода, все время меняется в зависимости от формы емкости.

(выбирают алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и помещают рядом с картой.) 1 остановка. «Что умеет делать вода?»

- Первый пункт нашего путешествия «Лаборатория всезнаек»

Что такое лаборатория? Кто в ней работает?

Для чего нужна?

(Предлагает всем стать лаборантами.)

- Что можно сказать о воде?

Обращение к прошлому опыту,

(У каждого ребенка на столе две разные по форме емкости для воды.)

Развитие способности видеть происходящие изменения, анализировать, делать вывод.

Опыт№2: «Вода не имеет цвета»

- Полоски цветной бумаги.

-Нет, вода не похожа ни на одну цветную полосок.

-Вода не имеет цвета. (смотрят рисунок через воду).

Она прозрачная.

-Стаканы и краски желтого, зеленого, красного и синего цвета.

- Когда мы окрасим воду, тогда она меняет цвет.

Смотрят на рисунок через стакан. Через окрашенную воду рисунок не виден.

Делают вывод: Вода не имеет цвета, прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной

(выбирают алгоритм, символизирующий свойство воды)

Что перед вами?.

Сравним цвет воды с цветом бумажных полосок. Вода имеет какой-нибудь цвет этих красивых полосок?

- И можно ли назвать ее зеленой, красной, синей, желтой?

-Молодцы, как мы видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?

- Что перед вами?

Выберите любой цвет и смешайте с водой.

(Перед детьми рисунок, цветные полоски.)

Закрепление умения сравнивать, аргументировать действия и проявить активность в обсуждении опыта.

(На столе стаканы и краски.)

Познание окружающего мира через эксперимент, закрепление умения делать самостоятельные выводы

Опыт№3 «Есть ли вкус у воды?»

-Соль, сахар, лимон.

- Соль – соленая, сахар – сладкий. Лимон – кислый.

Пробуют воду.

Делают вывод: совершенно чистая вода не имеет вкуса (выбирают алгоритм).

Что лежит в вазе?

- Каков вкус соли, сахара, лимона?

- Попробуем воду на вкус.

-Можно ли ее назвать сладкой, соленой, кислой?

(Оборудование для опыта расположено перед детьми: соль, сахар, лимон, стаканы с чистой водой.)

Опыт №4 «Вода растворитель»

-Два стакана с водой.

Выполняют действия, наблюдают.

- Сахара в стаканах не видно. Зато вода стала сладкой.

Мел оседает на дно. Он хорошо виден.

Вода в стаканах, куда бросали сахар, осталась прозрачной. А вода с мелом мутная.

Делают вывод: Сахар растворился в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. (помещают алгоритм)

-Что мы видим?

-В один стакан положите сахара, во второй – измельченный мел.

-Хорошо размешайте воду в стаканах. Посмотрите, что произошло, сахаром, мелом. Попробуйте на вкус воду в первом стакане. Изменилась ли вода?

- Обратите внимание на сахар, мел, который мы опускали в воду.

- Почему не видно сахара?

С помощью выполнения действий и наблюдения - знакомство с одним из свойств воды.

Опыт №5 «Вода не имеет запаха»

Нюхают воду.

Закрывают глаза, нюхают воду.

Рассказывают, чем пахнет вода.

Делают вывод: вода не имеет запаха, пахнет теми веществами, которые в нее положены

(выбирают алгоритм).

Ответы детей

Выполняют движения.

Дает детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром.)

Вед: Чем пахнет вода?

-Ребята закройте глаза.

Капает в один из стаканов раствор валерианыи дает детям понюхать.

-Ребята, легко ли делать научные открытия?

Поэтому в нашей лаборатории небольшой перерыв.

Физминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Что бы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз, два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой в право, влево) .

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо размять (Приседание) .

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте (Ходьба на месте)

Закрепление умение делать самостоятельные выводы, развитие наблюдательности.

Решение вопросов здоровье сбережения.

Айболит: Что ж, Вы, грязную воду, пить собираетесь. Ребята, какую воду можно пить?

Ответы детей. (чистую, ключевую, питьевую) .

Айболит: Её можно очистить.

Айболит: показывает активированный уголь.

Айболит: Кто-нибудь знает, что это такое?

Предположения детей.

Айболит: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?

Выслушиваются ответы детей.

Айболит :Где же его можно взять?

Дети: В аптеке.

Айболит: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.

Айболит: рассказывает детям последовательность проведения опыта, дети выполняют.

Берут чистую колбу. В неё опускают воронку, в которую кладут ватный диск, а сверху кладут активированный уголь. Аккуратно переливают грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу капает очищенная вода.

Айболит и дети отвечаю, что можно.

Делают вывод: воду можно очистить, используя активированный уголь (помещают алгоритм).

2 остановка. «Мы за чистую воду»

После физ. минутки пить хочется, можно, ребята? (Берет стакан с меловой водой).

Что нужно сделать с водой, чтобы её можно было пить?

-Как?

- Эту воду можно пить? (Пробует)

- Действительно чистая.

Ну спасибо, доктор, а нам ребята надо идти дальше? Куда?

Ребенок надевая белый халат и шапочку доктора,на которой написано «Айболит», принимает роль доктора.

На столе стакан с меловой водой.

Новизна информации.

Дети самостоятельно проводят опыт. Советы дает Айболит.

Самостоятельная работа вызывает интерес детей, активизирует их.

Предоставляется возможность общаться между собой во время экспериментирования, это обогащает жизненный опыт.

3 остановка

Занимательные опыты.

1. «Вода – зеркало»

Дети находят направление по карте.

-Идем к реке.

-В реке, в озере и. т. д.

Рассказывают о правилах поведения у воды.

- На родничок.

Рассматривают модель на полу «Родник – ручей – озеро»

-Она вытекает из- под земли.

- В реку.

Играют в игру.

- Свое лицо отражение.

- В зеркалах, витринах магазина

-Отражает предметы, так же как зеркало.

- Плохо видно, оно размыто.

Делают вывод :Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Выставляют алгоритм.

2.«Остров волшебных кувшинок».

Рассматривают кувшинки, рассказывают, как выглядят (красивые, но листочки свернуты)

Предложения детей.

Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают расправлять листочки, распускаться.

Кувшинки распускаются.

Делают вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, от воды становится тяжелее и лепестки раскрываются.

4. «Старинный колодец» .

-Кажется, переднами на новое препятствие. Здесь нарисовано, что на дне колодца лежит ключ. Он наверное от сундука с сокровищами.

Предположения детей.

- Магнит притягивает железо

Магнит обвязывают веревкой и опускают в колодец.

Вывод: Вода не меняет свойства магнита.

Читает на карте название.

-Ребята, скажите, в нашем крае где вода встречается в природе?

-Какая река в Тальменке, в Барнауле. ?

-Какой водоем в Озерках, как называется, почему?

- Скажите, ребята, как нужно вести себя у воды?

Посмотрите, на что это похоже?

- Как называется место, где начинается ручей?

- Откуда в роднике вода?

-Куда она течет?

-Представьте, что мы ручейки.

поиграем в игру «Ручейки и озеро»

Обратить внимание на озеро (таз с водой) Что вы там увидели?

- А где еще можно увидеть своё отражение.

. – Значит вода что?

Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение.

Педагог в таз опускает бумажные кувшинки

-Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?

А если опустить их в воду?.

- Что произошло? Кувшинки раскрылись, потому что, при намокании бумага распрямляется.

Нам нужно двигаться дальше.

Куда указывает стрелка на карте?

-Как мы сможем достать ключ?

-Совершенно верно. Нам поможет магнит. Почему нужно использовать магнит?

Обращение к прошлому опыту по краеведению.

Обращение к региональному компоненту.

Закрепление знания о родной природе.

Повторение основ безопасности.

(На полу расположена модель:

Родник – ручей – озеро.)

Развитие образного мышления.

Описание игры:

Трое встают в круг подняв руки. Это маленькое озеро. Остальные берутся за руки образуя «ручеёк» и пробегают через «озеро»

«Как из – под горы все бегут ручьи,

Ручьи, вы куда? Закрывайте ворота!»

(Дети, изображающие озеро, опускают руки и ловят «ручейки» они встают в круг. Озеро становится больше)

(Элементарная естественно - научная информация для детей)

(Вывод делают с помощью педагога)

(Если дети затрудняются ответить, напомнить, что ключ металлический

Заключительная часть.

Дети, подходят к сундуку.

Дети называют свойства воды по алгоритмам и открывают сундук

(в сундуке шоколадные монеты)

Садятся в корабль и под шум воды, угощаясь шоколадными «сокровищами», отправляются в обратный путь.

Дети выбирают смайлики и располагают их на флаге корабля.

Ну, а теперь вперед, к сокровищам!

- Тут лежит записка: «Как только все свойства воды назовете, так ключик сундучок и откроет»

Рефлексия.

Включает аудиозапись с шумом океана.

-В сундуке лежат смайлики,оцените себя: если все понятно – радостный, если не все или не интересно – грустный.

Формирование мотивационной готовности к следующему занятию.

- Что это на дне сундука?

-Чем его можно надуть?

- Чтобы узнать о свойствах воздуха, предлагаю отправиться в полет

-На чем можно полететь?

- К полету нужно приготовиться, полетим на следующий раз.

Проверка усвоенных знаний по теме, подведение итога.

Оценка успешности деятельности.

Формировать интерес к продолжению экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Конспект ООД по образовательной области"Познавательное развитие" с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему: "Что мы знаем.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познание) в старшей группе по теме «безопасность детей на воде зимой» Конспект занятия в старшей группе по теме «Безопасность детей на воде зимой». Цель: формировать у детей представление о некоторых опасных.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Развитие речи» «Такая разная посуда» Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, кастрюля, ложка,.

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» для детей 4–5 лет «Путь к солнышку с доктором Плюшева» Конспект непосредственной - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» должность воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о воде?» для детей второй младшей группы. Цель:Дополнять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающей среде. Задачи: Образовательные: - формировать познавательную.

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему:.

Конспект ООД в средней группе по познанию на тему: «Что мы знаем о воде?» Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: Образовательные: = ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Физическое развитие в старшей группе». Программное.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Что мы знаем о воде» Непосредственная образовательная деятельность. Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Цель: Определить значение воды и показать отношение.

Познавательно-исследовательское занятие «Что мы знаем о воде?» Цель занятия:Опытным путём знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т. д) и агрегатными состояниями. Задачи занятия:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Инновационный проект непосредственной образовательной деятельности «Что мы знаем о воде?»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 16:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки